Эффективность применения бинарного комплекта стереотренажеров «Зеница» в условиях городской поликлиники.

Лялин А.Н., Киреева Н.В., Блинова О.В., Пинягина И.А.

 БУЗ УР « Республиканская офтальмологическая клиническая больница МЗ УР»

 ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Ижевск

 

Актуальность.  С позиции теории адаптации приобретенная (школьная) близорукость является результатом пассивной адаптации глаз к их интенсивной работе  в режиме близкого зрения. Стремительные изменения интенсивности и формата зрительной деятельности, произошедшие в последнее десятилетие,  серьезно обострили проблему миопии.

          Основное значение в патогенезе школьной миопии в настоящее время  придается роли гиперметропического ретинального дефокуса и аккомодационно-конвергенционным  напряжениям, возникающих  при работе в режиме близкого зрения.  Однако при одинаковом  объеме выполняемых школьниками учебных нагрузок, миопия развивается не у всех учащихся, а если и развивается  – то в  разные периоды учебного процесса и разными темпами. По данным Э.С. Аветисова, близорукость развивается в первую очередь при слабости цилиарной мышцы (ЦМ),  которая может быть либо врожденной, либо приобретенной, но однозначно свидетельствующей  о низких резервах адаптации зрительной системы. Очевидно, что повышение адаптационных возможностей может быть одной из основных задач лечебных мероприятий при миопии.

 Ведущим стимулом повышения резервов адаптации зрительной системы, а, значит, и снижения вероятности развития миопии, являются физиологические для глаз стимулы, такие как двигательная активность, свет и цвет. При этом, имеется уникальная возможность вызывать  и варьировать такие адекватные для глаз  стимулы, за счет применения простых оптических систем, позволяющих проводить оптико-рефлекторные упражнения методом оптической кинезиотерапии.

         С этой целью в настоящее время успешно применяются аппараты серии «Визотроник»  и тренажеры « Зеница».

  Одним из основных принципов проведения данного метода лечения является принцип разнообразия проводимых упражнений и эффектов.  Разнообразить проводимые упражнения стало возможным за счет применения отличающихся по своим оптическим свойствам тренажеров.  Так, внедрение в клиническую практику только комплекта из двух стереотренажеров, позволяет разнообразить  лечение не менее, чем по четырем показателям, а, следовательно, и повысить его эффективность. 

Цель исследования. Изучить  результаты лечения приобретенной миопии бинарным комплектом оптических стереотренажеров «Зеница»  в условиях городской поликлиники.

Материалы и методы.  Под наблюдением находилась группа школьников, состоящая из 21 ребенка (42 глаза) в возрасте от 8 до 16 лет. Средний возраст детей составил 11,4 года. Среди них было 11 мальчиков и 10 девочек с миопией слабой степени. В данной группе проведен курс оптической терапии комплектом, состоящим из 2 стереотренажеров. Каждый стереотренажер состоит из афокальных призматических линз, одна из которых окрашена  для правого глаза в оранжевый цвет, а другая-  в синий. (Патент РФ на изобретение № 246697). Второй тренажер отличался тем, что линза правого глаза  окрашена в синий цвет, а левого - в оранжевый. Результативность стереотренажеров повышается за счет усиления оптических свойств тренажеров  эффектами соревнования и разделения полей зрения, а также  оптикокинетическим аккомодационным рефлексом.  Курс лечения состоял  из 10 сеансов по 15 минут каждый, которые проводили в условиях офтальмологического кабинета городской поликлиники после окончания школьных уроков.

Результаты и обсуждение. В результате лечения острота зрения без коррекции улучшилась в 97,61 % случаев в среднем на 0,17 0,02  (Р ≤ 0,05 ) с 0,71  0,05 до 0,88 0,05. Бинокулярная острота зрения увеличилась в среднем на  0,16  0,02 ( Р  0,05 ) с 0,81 0,06 до 0,97 0,05. Полученная разница оказалась статистически достоверной. Запас относительной аккомодации увеличился более, чем в 2 раза, в среднем - на 1,5 дптр (Р 0,02).

         Таким образом,  оптикорефлекторные упражнения с применением комплекта оптических стереотренажеров за короткий промежуток времени без отрыва от интенсивного учебного процесса позволяют заметно улучшить  функциональные  показатели детей  школьного возраста. И, что особенно важно, повысить работоспособность цилиарной мышцы и запасы  адаптации  зрительной системы, которые при их низком уровне, как известно, являются одними из основных причин развития миопии. Полученные навыки применения стереотренажеров «Зеница» под контролем офтальмолога помогают проводить аналогичные упражнения в домашних условиях, что позволяет нормализовать процесс рефрактогенеза на дальнейший период образовательного процесса.

Выводы. Применение комплекта оптических стереотренажеров «Зеница» вызывает высокий лечебный эффект у детей школьного возраста за короткий промежуток времени. Простая конструкция комплекта стереотренажеров, патогенетическая направленность, удобство их применения, как в поликлинических, так  и домашних условиях позволяет рекомендовать их к широкому применению в клинической практике.

Задать вопрос

Имя

E-mail

Вопрос

Введите результат 7 - 2:

Сделать заявку

Имя

Телефон

E-mail

Введите результат 9 - 2: