Чтобы понять то, о чем пойдет речь ниже, сразу затронем одно из основных положений.

Когда мы говорим об определении Здоровья человека, то по уставу Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия…». Т.е. здоровье рассматривается как некое равновесное состояние спокойствия, благополучия и статичности. Но здоровье всегда неразрывно связано с другим понятием или словом – жизнь. И тут мы сталкиваемся с противоречием в определении здоровья и  понимании жизни. Жизнь является процессом или движением, а отсутствие движения – смерть.  Здоровье не может быть состоянием равновесия, оно должно быть связано с понятием  наиболее полного функционирования организма, его систем. И если уж говорить о состоянии – это состояние большей жизненности или жизнеспособности. Мысль такова: давайте рассмотрим то, что мы называем диагнозом не как какое-то состояние, а как процесс или функцию. И сегодня речь пойдет о миопии или близорукости. Мы будем говорить о снижении способности человека видеть вдаль не с точки зрения состояния глаза и его структур, а с точки зрения функциональных нарушений и восстановления способностей глаз к видению.

Сразу оговоримся, что в этой статье мы не затрагиваем миопии врожденного и наследственного характера, речь идет о приобретенных формах миопии, в настоящее время составляющих основной процент близорукости.

В норме природой заложен механизм формирования одинаково высокой остроты зрения вдаль и вблизи. При этом в  механике зрения вдаль и вблизь участвуют не одни и те же мышцы глаз, а разные, работающие как бы в противофазе. При зрении вдаль работают мышцы дальнего зрения и отдыхают – ближнего, и наоборот. Вся проблема заключается  в изменившемся формате зрительных нагрузок. Более 80 % зрительных нагрузок в нашей современной жизни – это близкое зрение (компьютеры, телефоны, планшеты, телевизоры, работа в ограниченном пространстве). В особую группу риска входят дети. Сегодня близорукость является ведущим заболеванием среди учащихся общеобразовательных учреждений России. В настоящее время по официальным данным более 50% выпускников оканчивают школу с нарушением зрения, и каждые 10 лет количество близоруких детей увеличивается в 1,5 раза. Это приводит к инвалидизации подрастающего поколения, а так же нарушению социальной и профессиональной адаптации. Близорукость уже на протяжении десяти лет занимает первое место в структуре инвалидности среди лиц молодого возраста.

Какие же изменения происходят в глазах и их структурах при этом? Все достаточно просто. Мышцы не могут все время находиться в состоянии работы. Слишком большая двигательная нагрузка приводит вначале к мышечному утомлению и их спазму. Там, где спазм, всегда есть нарушение кровообращения, т.е. питания. И это все приводит к снижению способности глаза выполнять свою основную функцию зрения. Этот механизм одинаков для всех, но не у всех значительные зрительные нагрузки СРАЗУ приводят к снижению зрения. И связано это с тем, что каждый человек имеет разный потенциал прочности или тренированности или адаптационный потенциал. Об этом мы говорим для того, чтобы сразу обозначить тот круг задач, который нам необходимо решить, когда мы будем говорить о профилактике и лечении, о восстановлении способности видеть.

Все это можно отнести к начальной миопии, состоянию когда отмечаются только функциональные изменения. Это период когда возможно практически полное восстановление остроты зрения. Для этого мы должны:

  1. Устранить спазм и напряжение  глазных мышц, особенно мышц ближнего зрения.
  2. Снять утомление
  3. Существенно увеличить двигательную активность мышц дальнего зрения.
  4. Увеличить адаптационный потенциал мышц, т.е. сделать мышцы более тренированными.

Заострим внимание на том, что только комплексный подход  к лечению дает быстрый результат, и важно понимание, что целью является не восстановление состояния мышц (расслабление спазмированных), а восстановление их работоспособности. Когда мы говорим, что причиной появления и роста миопии является изменившийся формат зрительных нагрузок, мы должны понимать и то, что восстановление зрения – это не один курс лечебно профилактических мероприятий, это внедрение в свою жизнь способов и методов, уравновешивающих или приводящих в баланс зрительные нагрузки ближнего и дальнего зрения, а также тренирующих и повышающих адаптационные способности зрительного аппарата.

Если упущен этот начальный период, то в зрительной системе возникают не только функциональные изменения. Глаз начинает приспосабливаться к дисбалансу зрительных нагрузок еще  и за счет изменения своей структуры или анатомии. Он начинает расти в длину. Когда это произошло, речь идет об осевой миопии. В этом случае восстановить нормальную остроту зрения без оперативных способов лечения и коррекции в настоящее время не представляется возможным.

Проблема миопии становится все более актуальной в наше время. Это заболевание будет прогрессировать так же как и ускоряющийся научно-технический прогресс, все больше и все прочнее внедряющийся в нашу жизнь. Мы не можем его исключить, но в наших силах используя законы адаптации, приспособиться к различным дисбалансам и перегрузкам.

Именно в этом направлении работает коллектив ООО «Зеница», кафедра офтальмологии Ижевской государственной медицинской академии, Республиканская офтальмологическая клиническая больница МЗ УР. Ведется научная и практическая работа, публикуются методические рекомендации и монографии.

Более 20 лет разрабатываются и внедряются в повседневную жизнь людей, в лечебные и образовательные учреждения специальные оптические тренажеры "Зеница", дисплейные очки «Зеница». Разрабатываются и совершенствуются методики, на региональных и федеральном уровнях внедряются программы охраны зрения.  На основе всего этих разработок ООО «Добродар» г.Йошкар-Ола, создан и производится аппаратный комплекс «Визотроник».

Задать вопрос

Имя

E-mail

Вопрос

Введите результат 8 - 4:

Сделать заявку

Имя

Телефон

E-mail

Введите результат 7 - 5: