Дети с большими глазами
История грандиозного скандала с «большими глазами», или одна из самых великих афер в искусстве XX века
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто же все-таки настоящий гений?
Маргарет и Уолтер Кин, познакомившись на выставке в 1955 году вскорости поженились. К тому времени Марго была разведена, имела маленькую дочь и была начинающей художницей. А Уолтер был очень талантливым предпринимателем, поэтому сразу просчитал свою выгоду от этого брака. Он с восторгом откликался о художественных работах жены, вдохновлял на создание новых.
Вскоре Уолтер с разрешения жены начал торговать картинами неподалеку от входа в один из клубов Сан—Франциско. Торговля приносила неплохие деньги. Пока еще Марго была в полном неведении и не знала, что задумал ее муж, в какую аферу он ее втянул. А когда все всплыло, художница была потрясена: Уолтер, продавая ее картины, выдавал за свои произведения.
Марго пыталась отстоять свое право на авторство, но муж заявил что афера зашла слишком далеко, а разоблачение грозит судебными исками. Он долго уговаривал жену не придавать огласке факт псевдо-авторства. Один из веских доводов, что женщину в сфере искусства общество не воспринимает и не воспримет никогда, заставил Маргарет согласиться на молчание.
В первой половине 60-х был пик популярности и востребованности картин, написанных Марго. Репродукции ее творений расходились миллионными тиражами, а герои картин изображались везде где только было можно: на календарях, открытках и даже кухонных фартуках. Сами же оригиналы картин раскупались молниеносно за очень большие деньги. Об Уолтере Кине, выдающему себя за автора, тогда говорили: «. он продаёт картины. И картинки картин. И открытки картинок картин». Самозванец сделал решающую ставку на искусство пиара и не прогадал.
А художница работала над своими шедеврами по 16 часов ежедневно, ее же муж, упиваясь славой и признанием,имея постоянные связи на стороне вел праздный образ жизни.
В 1964 году, Уолтер потребовал от Марго создания неординарного творения, которое бы увековечило его имя в мировом искусстве. Марго ничего не оставалось как создать такой шедевр. Это было огромное полотно «Завтра навсегда». Оно потрясло всех своим трагизмом: целая колонна идущих детей разных рас с печальными лицами и большущими глазами. Эта работа искусствоведами была расценена крайне негативно. Муж Марго был ярости.
На десятом году совместной жизни Маргарет, устав быть заложницей, развелась с Уолтером, клятвенно пообещав, что будет продолжать писать для него картины. Она уехала на Гавайи, где стала одной из свидетелей Иеговы. Новая жизнь позволила ей переосмыслить себя и свое творчество.
А в 1970 году она выходит замуж в третий раз за писателя Дэна Макгуайра.
И в том же году Маргарет решается на непредсказуемый шаг: она рассказывает всю историю с “большими глазами” прессе. Уолтер Кин в бешенстве и ярости, оскорбляет и угрожает бывшей жене расправой.
Разбирательство проводилось в судебном порядке, и весь мир тогда, затаив дыхание, был в ожидании развязки. Судья прибегнул к самому простому способу рассудить бывших супругов, потребовав от истицы и ответчика нарисовать лицо ребенка с характерными глазами. Что великолепно и сделала Марго: авторство своих работ художница доказала прямо на прцессе, нарисовав малыша с большими глазами всего за 53 минуты. А Уолтер отказался, сославшись на боль в плече.
По исковому заявлению Уолтер Кин должен был выплатить своей жене четыре миллиона долларов компенсации. Однако он еще на протяжении 20 лет подавал встречные иски на бывшую жену, обвиняя ее в клевете. В итоге в 1990 году Федеральный апелляционный суд отменил назначенную компенсацию.
Маргарет Кин не стала оспаривать решение суда. «Мне не нужны деньги, — сказала она. — Я только хотела, чтобы все знали, что картины были моими». И еще добавила: «Моё участие в обмане длилось в течение двенадцати лет и является тем, о чем я буду сожалеть всегда. Однако это научило меня ценить возможность быть правдивой и что ни известность, ни любовь, ни деньги, ни что-либо еще не стоят нечистой совести».
С тех пор с полотен Марго уже смотрели не такие печальные и меланхоличные дети и женщины, на их лицах уже можно было увидеть тень от улыбки.
С годами интерес к картинам Маргарет постепенно начал угасать. Публика, пресытившись “большими глазами”, искала новых кумиров в искусстве.
А лучшие работы художницы нашли свое пристанище в музеях современного искусства в США и многих столицах мира. На аукционных тогах “большие глаза” Маргарет Кин продаются за сотни тысяч долларов.
В 2015 году американским режиссером и мультипликатором Тимом Бертоном, большим поклонником творчества Маргарет Кин, был снят художественный фильм. Биография художницы Маргарет Кин легла в основу сценария. Воистину удивительная история позволила создать потрясающий фильм.
Анонс фильма «Большие глаза» режиссера Тима Бертона в видео:
В этом году в сентябре Маргарет исполнится 90 лет, она живет вместе с мужем в штате Северная Каролина а США, и еще иногда пишет свои картины с «большими глазами».
Образы детей во все времена волновали художников, они находили свои уникальные подходы и методы к изображению детских образов. И экспрессивно-реалистические портреты детей аргентинского художника Франсиско Массерии, являются тому подтверждением.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:
Добавление комментариев запрещено правилами блога. Разрешено только: модераторам, участинкам блога, зарегистрированным пользователям
Если вы не авторизованы на сайте, можете сделать это прямо сейчас:
Большие глаза Маргарет Кин
В начале 1960-х об американской художнице Маргарет Кин мало кто знал, зато ее муж Уолтер Кин нежился на волнах успеха. В то время именно его авторству приписывались сентиментальные портреты грустных детишек с глазами как блюдца, ставшие, наверное, одними из самых продаваемых арт-объектов в западном мире. Их можно любить или называть бездарной мазнёй, но, несомненно, они заняли свою нишу в американской поп-культуре. Со временем, конечно же, открылось, что большеглазых детей на самом деле рисовала жена Уолтера Кина, Маргарет, которая работала в виртуальном рабстве, поддерживая успех мужа. Её история и легла в основу нового биографического фильма режиссера Тима Бёртона «Большие глаза».
Все началось в Берлине в 1946 году. Молодой американец по имени Уолтер Кин приехал в Европу, чтобы научиться мастерству художника. В то тяжелое время он не раз наблюдал за несчастными большеглазыми детьми, яростно дерущимися за остатки пищи, найденной в мусоре. Позже он напишет: «Как будто побуждаемый глубоким отчаянием, я делал наброски этих грязных, оборванных маленьких жертв войны с их синяками, истерзанными умами и телами, спутанными волосами и шмыгающими носами. Здесь всерьез началась моя жизнь, как художника».
Пятнадцать лет спустя Кин стал сенсацией в мире искусства. Американский одноэтажный пригород только-только начал разрастаться, и у миллионов людей вдруг оказалась масса пустого места на стенах, которое необходимо было чем-то заполнить. Те, кто хотел украсить жилище оптимистичными фантазиями, выбирали картины с собаками, играющими в покер. Но большинству нравилось что-то более меланхоличное. И они предпочитали грустных большеглазых детей Уолтера. Некоторые из детишек на картинах держали в руках пуделей с такими же огромными и печальными глазами. Другие одиноко сидели на цветочных полянах. Иногда они были одеты как арлекины или балерины. И все они казались такими невинными и ищущими.
Сам Уолтер по натуре вовсе не был меланхоличным. Согласно его биографам, Адаму Парфрею и Клетусу Нельсону, он всегда был не прочь выпить, любил женщин и себя. Вот, например, как Уолтер описывает свою первую встречу с Маргарет в своих мемуарах «Мир Кина», вышедших в 1983 году: «Мне нравятся твои картины, — сказала она мне. – Ты величайший художник, которого я встречала в своей жизни. Дети на твоих работах такие грустные. Мне больно на них смотреть. Печаль, которую ты изображаешь на лицах детей такая живая, что мне хочется до них дотронуться». «Нет, — ответил я, — никогда не прикасайся к моим картинам». Этот воображаемый разговор, вероятно, состоялся на художественной выставке на открытом воздухе в Сан-Франциско в 1955 году. Уолтер тогда был еще неизвестным художником. Он бы не стал феноменом и в последующие несколько лет, если бы не это знакомство. Вечером того же дня, как говорится в его мемуарах, Маргарет сказала ему: «Ты лучший в мире любовник». И вскоре они поженились.
Что касается самой Маргарет, то ее воспоминания об их первой встрече совсем иные. Но это правда, Уолтер был само очарование и совершенно сразил ее на той выставке в 1955-м. Первые два года их брака пролетели счастливо и безоблачно, но потом все резко изменилось. Центром вселенной Уолтера в средине 1950-х был клуб битников The Hungry i в Сан-Франциско. Пока на сцене выступали такие комики, как Ленни Брюс и Билл Косби, Кин перед входом продавал свои картины с большеглазыми детьми. Однажды вечером Маргарет решила пойти в клуб вместе с ним. Уолтер велел ей сидеть поодаль в углу, а сам оживленно беседовал с покупателями, демонстрируя картины. И тут кто-то из посетителей подошел к Маргарет и спросил: «А вы тоже рисуете?». Она очень удивилась и ее вдруг поразила ужасная догадка: «Неужели он выдает ее работы за свои?». Так и оказалось. Своим покровителям он наговорил с три короба лжи. А рисовала картины с большеглазыми детьми, причем все до единой, именно Маргарет. Уолтер может и насмотрелся на грустных, изможденных детей в послевоенном Берлине, но он их точно не рисовал, просто потому что не умел. Маргарет была вне себя в ярости. Когда супруги вернулись домой, она потребовала немедленно прекратить этот обман. Но в итоге ничего не случилось. На протяжении последующего десятилетия Маргарет хранила молчание и кивала в почтительном восхищении, когда Уолтер распинался перед журналистами, рассказывая, что со времен Эль Греко он лучший художник, изображающий глаза. Что же произошло между супругами? Почему она согласилась на это? В тот злополучный вечер по возвращении из Hungry i, Уолтер заявил: «Нам нужны деньги. Люди охотнее купят картину, если думают, что общаются непосредственно с художником. Им бы не понравилось узнать, что я не могу рисовать, а все это художества моей жены. А теперь уже слишком поздно. Поскольку все уверены, что большие глаза рисую я, а тут мы вдруг скажем, что это ты, это всех собьет с толку, с нами начнут судиться». Он предложил жене элементарный метод решения проблемы: «Научи меня рисовать большеглазых детей». И она попробовала, но это оказалось невыполнимой задачей. У Уолтера ничего не выходило, и в раздражении он обвинял жену, что она плохо его учит. Маргарет чувствовала, что угодила в ловушку. Конечно, она подумывала бросить мужа, но боялась в итоге остаться без средств к существованию с маленькой дочкой на руках. Поэтому Маргарет решила не мутить воду, а тихо плыть по течению.
К началу 1960-х репродукции и открытки с рисунками Кина продавались миллионами. Чуть ли не в каждом магазине имелись торговые стойки, с которых на покупателей взирали огромные глаза. Такие звезды, как Натали Вуд, Джоан Кроуфорд, Дин Мартин, Джерри Льюис и Ким Новак покупали оригиналы работ. Сама Маргарет денег не видела. Она просто рисовала. Хотя, к тому времени семья переехала в просторный дом с бассейном, воротами и прислугой. Поэтому ей не приходилось ни о чем беспокоиться, от нее требовалось только рисовать. А Уолтер наслаждался лучами славы и прелестями светской жизни. «Почти всегда три-четыре человека плавали нагишом в нашем бассейне, — хвастливо вспоминает он в своих мемуарах. – Все друг с другом спали. Иногда я отправлялся ко сну, а там меня уже ждали в постели три девушки». В гостях у Уолтера бывали участники группы The Beach Boys, Морис Шевалье и Ховард Кил, но Маргарет редко видела кого-то из знаменитостей, потому что она рисовала по 16 часов в день. По ее словам, даже слуги не знали, как все обстоит на самом деле, потому что дверь в ее студию была всегда заперта, а на окнах висели занавески. Когда Уолтера не было дома, он названивал ежечасно, желая убедиться, что Маргарет никуда не ушла. Это сильно смахивало на тюремное заключение. Друзей у нее не было, а о любовных интрижках мужа она предпочитала ничего не знать, и ей уже было на это глубоко наплевать. Уолтер, как капризный заказчик, постоянно давил на нее, чтобы она работала продуктивнее: то нарисуй ребенка в костюме клоуна, то сделай двоих на коне-качалке, да побыстрее. Маргарет стала чем-то вроде конвейера.
Однажды Уолтеру пришла в голову идея об огромной картине, его шедевре, который будет красоваться в здании ООН или где-то еще. На работу у Маргарет был всего месяц. Этот «шедевр» получил название «Завтра навсегда». На нем были изображены сотни большеглазых детей разных вероисповеданий с традиционно грустными взглядами, стоящих колонной, которая тянулась до самого горизонта. Организаторы Всемирной выставки 1964 года, проходившей в Нью-Йорке, повесили картину в павильоне образования. Уолтер очень гордился этим своим достижением. Его так раздувало от собственной значимости, что он поведал в мемуарах, о том, как покойная бабушка сказала ему во сне: «Микеланджело предложил включить тебя в состав нашего избранного круга, утверждая, что твой шедевр «Завтра навсегда» будет вечно жить в сердцах и умах людей, как и его работа в Сикстинской капелле».
Искусствоведу Джону Канадэю, вероятно, Микеланджело во сне не являлся, потому что в своем обзоре картины «Завтра навсегда» на страницах газеты New York Times он написал: «На этой безвкусной халтуре изображено около сотни детей, следовательно, это где-то в сто раз хуже, чем в среднем все работы Кина». Уязвленные таким откликом, устроители Всемирной выставки поспешили снять картину с экспозиции. «Уолтер был в бешенстве, — вспоминает Маргарет. – Мне было больно, когда о картинах говорили гадости. Когда люди утверждали, что это не более чем сентиментальная чушь. Некоторые на них даже смотреть не могли без отвращения. Не знаю, откуда такая отрицательная реакция. Ведь очень многие их любили! Они нравились маленьким детям и даже младенцам». В конце концов, Маргарет отгородилась от чужого мнения. «Я просто буду рисовать то, что хочу», — сказала она себе. Судя по рассказам художницы о ее невеселой жизни творческому вдохновению просто неоткуда было взяться. Сама она утверждает, что эти печальные дети в действительности были ее глубокими чувствами, которые она никак не могла выразить любым другим способом.
После десяти лет брака, восемь из которых были просто адом для жены, супруги развелись. Маргарет пообещала Уолтеру, что продолжит рисовать для него. И она на какое-то время сдержала слово. Но сделав два или три десятка картин с большими глазами, она вдруг осмелела, решив выйти из тени. И в октябре 1970 года Маргарет поведала свою историю репортеру информационного агентства UPI. Уолтер сразу перешел в нападение, клянясь, что большие глаза – это его работы, и щедро сыпал оскорблениями, называя Маргарет «сексуально озабоченной алкоголичкой и психопаткой», которую по его словам он однажды застукал занимающейся сексом сразу с несколькими работниками автомобильной парковки. «Он был и, правда, чокнутым, – вспоминает Маргарет. – Я поверить не могла, что он меня так ненавидит».
Маргарет стала Свидетелем Иеговы. Она переехала на Гавайи и начала писать большеглазых детей, плавающих в лазурном море с тропическими рыбками. На этих гавайских картинах можно увидеть, что на лицах детей стали появляться осторожные улыбки. Дальнейшая жизнь Уолтера сложилась не так счастливо. Он перебрался в рыбацкую хижину в Ла-Холья в Калифорнии и принялся пить с утра до вечера. Нескольким репортерам, которые все еще интересовались ее судьбой, он заявил, что Маргарет вступила в сговор со Свидетелями Иеговы, чтобы обмануть его. Один журналист из USA Today опубликовал историю о бедственном положении Уолтера, в которой мнимый художник утверждал, что его бывшая жена сказала, что нарисовала некоторые из его картин, потому что думала, что он уже умер. Маргарет подала на Уолтера в суд за клевету. Судья потребовал от обоих нарисовать ребенка с большими глазами, тут же, в зале заседаний. Маргарет понадобилось для работы 53 минуты. А Уолтер отказался, пожаловавшись на боль в плече. Конечно, Маргарет выиграла судебный процесс. Она отсудила у бывшего мужа 4 миллиона долларов, но не увидела из них ни копейки, потому что Уолтер все пропил. Судебный психолог диагностировал у него психическое состояние под названием бредовое расстройство. Это означало, что Кин вовсе не лукавил, он был искренне убежден, что именно он автор картин.
Уолтер умер в 2000-м. В последние годы он отказался от алкоголя. В своих мемуарах Кин написал, что трезвость была его «новым пробуждением вдали от мира пьющих, сексуальных красоток, вечеринок и покупателей картин». Из чего несложно заключить, что он сильно тосковал по тем развеселым дням.
К 1970-м годам большие глаза впали в немилость. Однообразные картины с грустными детьми, в конце концов, приелись публике. Бессовестный Вуди Аллен поставил жирную точку, высмеяв большие глаза в своем фильме «Спящий», где изобразил нелепый образчик мира будущего, в котором их почитали.
И вот сейчас наступил некий ренессанс. Тим Бёртон, в художественной коллекции у которого есть несколько оригиналов произведений, снял байопик «Большие глаза» с Эми Адамс и Кристофом Вальцом в главных ролях. Кинокартина вышла в прокат в 2014 году. У настоящей Маргарет Кин, которой сейчас 89 лет, даже есть камео в фильме: маленькая старая леди, сидящая на скамейке в парке. Наверняка после премьеры вспыхнет повторный интерес публики к картинам с большеглазыми грустными детьми. Многие представители современного поколения до сей поры даже не были знакомы с этой историей. И, как водится, мнения публики о работах разделятся. Одни презрительно назовут картины слащавой халтурой, а другие с удовольствием повесят одну из грустноглазых репродукций на стене своего жилища.
Вдохновением на пост послужил просмотр фильма Тима Бертона. Для тех кто заинтересовался этой историей советую посмотреть фильм Большие глаза.
Тайна больших глаз Маргарет Кин. Картины Margaret Walter Keane
Есть такое понятие в науке и искусстве, как” прорыв”. Яркий пример прорыва — творчество Пушкина, не стареющее столетиями обаяние великой поэзии. Сегодня, например, попался на глаза вот такой смешной диалог в интернете.
.
Что тут скажешь, ну далеко не всем современникам” солнца русской поэзии” удалось вот так прорваться сквозь годы и расстояния к сердцам подростков двадцать первого века…
В одном ряду с Александром Сергеевичем имена — Андрей Рублев, Леонардо да Винчи, Шекспир, Гауди, Дали, Босх.
Явление прорыва сквозь времена иногда происходит и с нашими современниками, и это всегда очень интересно.
Мне показалось, что художница Маргарет Кин — именно такой пример.
Фееричная слава художника Уолтера Кина в середине прошлого века потрясла Америку 50-х. Его картины, на которых были изображены печальные дети с огромными, живыми, говорящими, даже кричащими глазами, были необычайно популярными во всем мире.
Тайной от всего мира было то, что на самом деле картины принадлежат кисти… жены Уолтера, хрупкой, робкой и молчаливой Маргарет. А ведь Уолтер и сам вначале не понял, какое сокровище он практически подобрал на аллее городского парка, где одинокая разведенная женщина с маленькой дочкой рисовала портреты прохожих за копейки, чтобы прокормить девочку и оплатить самую дешевую на свете комнатушку. Уж он -то точно сделал ооочень большие глаза, когда решил продать одну из ее картин на аукционе, где за нее заплатили… несколько тысяч долларов! С тех пор у предприимчивого Уолтера Кина началась новая жизнь. Он быстренько женился на обалдевшей от неожиданно привалившего в его образе счастья Маргарет, и объяснил ей, что она должна рисовать картинки, а он, используя репутацию и связи, будет выгодно их продавать, как якобы свои собственные творения. И так они оба решат абсолютно все свои проблемы! Как же была шокирована публика, когда узнала, что автором трендовых картин была жена Уолтера Кина — Маргарет Кин.
Здесь на фото реальный мистер Кин и актер, сыгравший его в фильме «Большие глаза»
Устав от унижений мужа, Маргарет подала на него в суд, и заявила всему миру, кто настоящий автор работ. Интересен сам способ, которым художница доказала свое право на интеллектуальную собственность- прямо в зале суда они оба, Уолтер и Маргарет, нарисовали по картине. Дальше — понятно.
Маргарет Кин, когда ее тайна уже была раскрыта
Недавно на экраны вышел фильм«Большие глаза» — биография Маргарет Кин, история ее мучений, заточения в собственном доме, страхе за свою жизнь и жизнь своей дочери.Фильм снимался долгих семь лет, а это большая редкость для американского кинопроизводства. Посмотрите его, если вас тронула эта история жизни.
На этих фото реальная Маргарет, которая в настоящее время жива и прекрасно выглядит, и прелестная талантливая актриса, сыгравшая ее в фильме.
Потрясающий пример очень красивой старости без силикона и операций, а исключительно благодаря уникальному таланту, внутренней чистоте и радости творчества
А от себя я хотела добавить специально для нашего кукольного сайта.
В картинах Маргарет Кин очень заметны истоки создания некоторых популярных сейчас современных кукол, в частности, кукол Сью Лин Ванг и Блайз. А явление прорыва в искусстве куклы не может остаться незамеченным. Возможно, благодаря творчеству Маргарет Кин, кто-то откроет для себя новых кукол с удивительными большими красивыми глазами. Иногда я слышу мнения о том, что глаза этих детей пугают. Мне кажется, что не пугают, а говорят. Причем молча. О том, ЧТО так болело в душе этой хрупкой женщины, можно только догадываться, но. Ведь ее трагическая история закончилась мировым триумфом, значит, все было не напрасно. А может быть, так -госпожа Кин знала сказку о Красной Шапочке и применила «теорию Волка». Ребенку важно все видеть! «Зачем тебе такие большие глазки? Чтобы лучше видеть тебя». А если много видишь, много знаешь! Поэтому меня не пугают эти глаза, для меня они, как, например, картины Босха — только прорыв в искусстве изображения мира. То, из чего состоит мир.
Тайна больших глаз Маргарет Кин. Картины Margaret Walter Keane.
Дети с большими глазами
Американская художница Маргарет Кин — женщина удивительной судьбы, которую можно назвать сказочной. Правда, долгое время сказка была страшной.
Сегодня персонажей ее картин — большеглазых, как будто инопланетных детей — знают и любят многие. Со стороны сегодняшняя жизнь 90-летней художницы кажется идиллической, но начиналось все далеко не радужно.
Ее картины — но не она сама — имели огромный успех в 1960-х. Тогда Маргарет Кин работала по шестнадцать часов в сутки за зашторенными окнами в полной изоляции от окружающего мира — в то время как авторство приписывал себе ее муж, не обладавший художественным талантом, но бывший незаурядным дельцом и ловким манипулятором.
Обман вскрылся на суде в 1986-м, на котором художница не только заявила о своих правах на эти произведения, но и смогла доказать свое авторство, нарисовав прямо в зале заседания большеглазого малыша.
После судебных разбирательств года публика разделилась на два лагеря: одни обвиняли Маргарет Кин в слабости и инфантильности, другие восхищались ее мужеством и самоотверженностью. И до сих пор вопрос о том, что же побудило талантливую здоровую молодую женщину много лет беспрекословно подчиняться мужу и соглашаться на добровольное затворничество, остается открытым.
Со своим будущим мужем Уолтером Кином Маргарет познакомилась на художественной выставке в Сан-Франциско. По ее собственным словам, Уолтер буквально излучал обаяние. Да и много ли труда требовалось для того, чтобы очаровать одинокую женщину с маленьким ребенком на руках? В это время Маргарет отчаянно пыталась заработать хоть немного денег, боясь, что бывший муж отберет у нее дочь. Уолтер же, хоть и не обладал талантом художника, но, несомненно, имел другие не менее важные качества — он был прекрасным маркетологом. В его уме быстро созрел план, как монетизировать талант Маргарет. Поэтому, решив не упускать такую выгодную партию, Уолтер, недолго думая, женился на начинающей художнице.
Уолтер и Маргарет Кин
С разрешения жены он начал продавать ее полотна рядом со входом в один из клубов в Сан-Франциско. Портреты детей с преувеличенно большими наивными глазами заинтересовали проходивших мимо людей, пожелавших их приобрести. Последовавший за этим ошеломительный успех картин Маргарет не мог предвидеть даже ее муж. Пик популярности пришелся на первую половину 1960-х годов, в то время оригиналы творений художницы распродавались с молниеносной быстротой за баснословные суммы. Для тех же, кто не мог себе позволить приобрести подлинник, Уолтер нашел гораздо менее затратную альтернативу — в каждом киоске стали продавать репродукции полотен его жены в виде поздравительных открыток, календарей и плакатов, расходившихся многомиллионными тиражами. Причем предприимчивый супруг Маргарет использовал не только бумажные носители — большеглазые крохи изображались даже на кухонных фартуках.
О том, что муж ставит под ее портретами свою подпись, Маргарет узнала не сразу. А когда наконец-то догадалась и потребовала немедленно все исправить, то получила от него яростный отпор. Уолтер заявил обескураженной жене, что все слишком далеко зашло и если сейчас он признается в подлоге, то им до конца своих дней придется судиться с возмущенными покупателями ее картин, требующими вернуть деньги. Окончательно убедил Маргарет хранить молчание его довод о том, что женщину в сфере искусства общество никогда не воспримет всерьез.
«Плаксивое народное творчество»
Робкую и неуверенную в себе Маргарет, которая с самого детства ощущала себя одинокой и несчастной, властному упивающемуся незаслуженной славой Уолтеру легко было держать в полном повиновении. Убеждая ее в том, что она не умеет вести себя в обществе, Уолтер запрещал жене появляться на светских раутах, а если все же иногда ради приличия ей и приходилось на них присутствовать, то он пресекал все попытки супруги завести разговор с кем-либо из гостей. Им же он представлял жену в качестве своего подмастерья, смешивающего для него краски. Всю свою боль и одиночество Маргарет переносила на полотна: изображенные на них дети и женщины с грустными глазами величиною с блюдце отражали ее внутренние глубокие переживания. В творчестве она мучительно искала ответы на вопросы: почему так много зла в мире, почему близкие люди приносят так много горя.
Как и любого художника, по-настоящему увлеченного любимой работой, Маргарет больше волновало не то, сколько дохода приносят ее произведения — в то время Уолтер зарабатывал на них миллионы долларов, при этом не давая жене ни цента, — а какую реакцию они вызывают у зрителей. К сожалению, далеко не все восхищались грустными персонажами картин Маргарет Кин, были и ярые противники ее творчества. Среди них американский кардинал Тимоти Майкл Долан, назвавший их «плаксивым народным творчеством», а также ведущий американский арт-критик, автор и историк искусства Джон Кенэдей, разнесший в пух и прах работу Маргарет «Завтра навсегда» в своей статье в The New York Times. Над этой картиной, изображающей бесконечную колонну детей разных национальностей, тянущуюся до самого горизонта, Кин работала сутки напролет. В результате «безвкусную мазню» — такое нелестное определение дал арт-критик произведению художницы — убрали со стены в павильоне образования на международной выставке «Экспо» в 1964 году в Нью-Йорке.
От больших денег и славы у Уолтера Кина в буквальном смысле помутился рассудок — позже психиатры диагностируют у него тяжелое психическое расстройство. Угрожая расправиться с Маргарет и ее дочерью, он заставлял жену писать все больше и больше полотен, диктуя ей, что на них должно быть нарисовано. Их дом в Сан-Франциско наводнили распутные девицы, которые ни в грош не ставили Маргарет, предпочитая вообще ее не замечать. Временами она натыкалась на них в супружеской спальне, тогда ей приходилось уходить работать в подвал. Такое унизительное положение вконец измотало ее. Собравшись с силами, она вместе с дочерью переехала жить на Гавайи. Поселившись рядом с живописным гавайским пляжем Вайкики, расположенным в районе Гонолулу на южном берегу острова Оаху, она впервые за долгие годы обрела душевное спокойствие. Но Уолтер и в этом райском месте не собирался оставлять ее в покое: Маргарет по-прежнему продолжала писать и отсылать ему картины.
«Парочка сладких демонов»
Окончательно порвать отношения с мужем-тираном ей помогла религиозная организация «Свидетели Иеговы», вселившая в женщину уверенность в собственных силах. Духовно окрепшая Маргарет вышла замуж за спортивного писателя Дана Макгуайра, ему она и рассказала о своих злоключениях. Поддерживаемая мужем и членами религиозной организации, Кин пришла на местное радио, где во всеуслышание заявила о том, кто на самом деле является автором картин с большими глазами. Ее выступление произвело эффект разорвавшейся бомбы. «Парочка сладких демонов» — так журналисты окрестили чету Кин, за сентиментальными картинами которых, по их мнению, скрывались алчные и подлые люди. Но Маргарет, по ее собственному признанию, никогда не хотела отсудить у бывшего мужа деньги, она всего лишь хотела перестать обманывать людей. К слову, она так и не получила от него присужденные ей четыре миллиона долларов, поскольку Уолтер Кин все денежные средства, заработанные от продажи ее полотен, промотал на фешенебельных курортах. Несмотря на это, злости к нему Маргарет, по ее словам, не испытывает, а наоборот, считает себя виноватой во всем, что с ними случилось.
Глаза в пол-лица у зомбиобразной девушки Салли в анимационной картине «Кошмар перед Рождеством», непропорционально огромные очки чудаковатого кондитера Вилли Вонкса в фантазийном фильме «Чарли и шоколадная фабрика» — несложно заметить, что во многих работах американского кинорежиссера Тима Уолтера Бёртона прослеживается связь с творчеством Маргарет Кин. Как ни странно, но эксцентричный голливудский продюсер, прославившийся фильмами, полными черного юмора, без ума от большеглазых произведений художницы. К тому же у Бёртона их самая обширная коллекция.
Эми Лу Адамс в фильме «Большие глаза»
Дружба с художницей и искренний интерес к ее творчеству побудили Тима Бёртона снять фильм «Большие глаза», настолько правдоподобно рассказывающий о семейной драме четы Кин, что Маргарет не могла без слез его смотреть. По признанию художницы, ее больше всего поразила игра австрийского актера Кристофа Вальца, исполнившего в фильме роль Уолтера Кина. Он не только внешне был похож на него, но и мастерски перенял его манеру говорить, привычки и высокомерное поведение. После просмотра «Больших глаз» пожилая женщина два дня приходила в себя, особенно тяжело ей было наблюдать за игрой воплотившей ее на экране Эми Лу Адамс. Спустя время Маргарет, как она говорит, удалось освободиться от нахлынувших на нее воспоминаний, и она начала воспринимать этот фильм как фантастический. Кстати, на одном из кадров можно увидеть двух Маргарет — молодая усердно рисует за мольбертом, а пожилая сидит на лавочке с книжкой в руках.
Сумасбродный кинорежиссер Тим Бёртон любит вносить в свои фильмы макабрические элементы, например, такие как пляска скелетов в мультфильме «Труп невесты». Тихий семейный фильм «Большие глаза» не стал исключением. В одном из эпизодов у главной героини начинаются галлюцинации — она начинает видеть в магазине всех людей с огромными глазами. Выглядит это, мягко говоря, жутковато.
Кадр из фильма «Большие глаза»
В этом году Маргарет Кин исполнится 91 год, несмотря на преклонный возраст, она продолжает рисовать картины. Только дети на них теперь не плачут. На одном из своих полотен — «Любовь изменяет мир» — художница изобразила, как изменилось ее творчество после расставания с Уолтером: на левой части произведения нарисованы малыши с печальными, полными отчаяния глазами, на правой — смеющиеся мальчики и девочки, которые буквально светятся от счастья.
Зеркало большой души
Не самый обычный фильм для Тима Бертона — слишком много света, много красок, более массовый юмор и при этом крайне личная история. Трогательно, непривычно, но не более того…
Конец 1950-х. Молодая мать Маргарет сбегает из дома нелюбимого мужа, захватив с собой только две самых главных части своей жизни — маленькую дочь и несколько необычных картин, рисованием которых Маргарет занимается на досуге. Сан-Франциско встречает беглянок не слишком радушно, без нормальной работы, под угрозой расставания с дочерью Маргарет вынуждена начать продавать свои рисунки. Работами, выполненными в необычной технике, интересуется художник-любитель Уолтер Кин, который моментально очаровывает женщину и очень скоро отправляется с ней под венец. Где совместная жизнь, там и совместное имущество — постепенно Уолтер начинает выгодный бизнес по продаже картин своей супруги. Вся беда лишь в том, что картины, где изображены дети с большими глазами, Уолтер выдает за свои. Какое-то время Маргарет готова выносить такое, но со временем её недовольство нарастает, между супругами возникает конфликт…
Кадр из фильма «Большие глаза»
Сколько бы нам ни рассказывали, что каждая картина является плодом невыносимых творческих мук режиссёров, что автор пропускает каждого героя через себя, что в каждую сцену постановщик вкладывает частичку своей души, глядя на поток ширпотреба от кинокутюрье, в такое сложно поверить. Настоящие вымученные, пережитые, пропущенные сквозь сито своих переживаний картины — столь же штучный продукт, как и по-настоящему большие литературные произведения на фоне макулатуры, годной лишь на растопку. Больше того, не каждому режиссёру вообще удаётся за свою карьеру высказаться так, чтобы картина воспринималась «нерукотворным памятником». «Большие глаза», несмотря на то что рассказывают они о женщине-художнике, хочется рассматривать именно с этой точки зрения: это фильм Тима Бертона о себе, о своём пути и о своём месте в жизни. И пусть на глыбу это высказывание не тянет, взглянуть в «большие глаза» стоит, в них отразилось многое.
Кадр из фильма «Большие глаза»
Принято считать, что свою «автобиографию» Тим Бертон уже своеобразно изложил в «Эде Вуде» и «Франкенвини». Позволим себе крамольную мысль, что относиться к этому серьёзно не стоит, скорее это позёрство, вычурный пассаж, желание выдать желаемое за действительное. «Эд Вуд» по большому счету не самая удачная биографическая картина, больше работающая на эксцентрике, чем на подлинном внутреннем драматизме, «Франкенвини» — и вовсе попытка объяснить взрослые комплексы детскими словами и образами. «Большие глаза» — признание тоже иносказательное, но куда более очевидное: Тим Бертон страшно одинок, бесконечно талантлив, трудно понимаем, но необыкновенно хорош в своём деле. Как и картины Маргарет Кин, его ленты отлично продаются, в них с удовольствием всматриваются, их обсуждают, но понять всю глубину, прочувствовать весь внутренний пыл автора могут не все. Куда проще считать автора фриком. Проще и выгоднее.
Кадр из фильма «Большие глаза»
Героине «Больших глаз» в жизни приходится непросто. Хоть Бертон и отбросил проблемы Маргарет, побудившие женщину бежать из дома, настоящее и будущее ее не менее тревожны, чем прошлое. Её преследует обман, предательство, её заслуги присваивает другой, а имя исчезает с тех работ, в которые художница вложила свой труд. В какой-то мере это похоже на противостояние Бертона-режиссёра со студийными боссами и продюсерами, начавшееся ещё во времена рисования для Disney и иногда откликающееся до сих пор (нужно, впрочем, держать в уме и некрасивую историю с художником-аниматором Генри Селиком, который стал жертвой амбиций самого Бертона). Отсюда и та живость, с которой Тим описывает печаль и смятение. Это не гротескное заламывание рук, привычное поклонникам режиссёра, это вполне живые человеческие эмоции, пусть и несколько артистичные.
Кадр из фильма «Большие глаза»
Артистизма, причём местами излишнего, картине придают ведущие актёры: Эми Адамс, сыгравшая таки свою блондинку шестидесятых, почти Монро, и Кристоф Вальц, заметно перегибающий с навязшей уже в зубах комичностью и активной пантомимой, но по-прежнему умеющий держать внимание зрителей. Актёры сложились в удачный дуэт, которому драматизм удаётся гораздо лучше нескольких сцен, призванных смешить. Однако и эта пара теряется за яркими цветами дня и сумраком ночи — обычными спутниками Тима Бертона, явно предпочитающего работу с плёнкой, графикой, бумагой общению с людьми. Потому и герои его превращаются в затворников, вечно недовольный Уолтер и замкнувшаяся в своём мирке Маргарет.
Как байопик «Большие глаза» заметно превосходит «Эда Вуда», здесь есть развитее характеров, есть перелом, есть конфликт и его тяжёлое преодоление. Как погружение в эпоху «Большие глаза» необыкновенно красив и притягателен, в картинку хочется войти вслед за героями. Даже тематически «Большие глаза» как никогда актуальны, битва творца и продавца не утихает во все времена, а сегодня баталии особенно горячи. Что же в фильме не так? А «не так» в фильме всего одна вещь — раскрывшись с необычной стороны, Бертон показал себя иным, непривычным человеком, неожиданным для зрителей, его преданных поклонников. Это не плохо, но это настораживает, вызывает странный спазм. «Большие глаза» пугают, но не монстрами, как в других фильмах Тима, а какой-то беззащитностью. В какой-то момент эта ранимость может даже вызвать прилив нежности и к героям, и к автору, но мы бы предпочли обманываться прежними выдумками Бертона и дальше. В конце концов, вы же не забыли «Кошмар перед Рождеством»? Вот где большие глаза, вот они нам по душе.