Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения - Zeniza.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения

AterLux › Блог › Занимательные экзаминационные билеты ГАИ, или “кто вас так учил?”

Решил тут посмотреть что нынче есть в гаишных билетах, заодно повспоминать забытое старое. Зашёл на первый попавшийся сайт и… прифигел.

Билеты можно смотреть, например, на этом сайте, с него же я взял скриншоты.

Ладно, многие вопросы, несмотря на вроде бы консистентность, вызывают сомнения по поводу своей необходимости. Например, билет 10 вопрос 20: Какова первая помощь при черепно-мозговой травме, сопровождающейся ранением волосистой части головы? подразумевающий правильный ответ о наложении импровизированной шины для фиксации шеи.
Допустим действие может быть правильным с медицинской точки зрения, но я с трудом представляю водителя, который для спасения своего коллеги начинает приматывать тому голову к доске, если у того следы крови на макушке.
Вообще, неумелые действия при оказании первой помощи могут навредить ещё хуже, поэтому правильнее было бы в билетах оставить только медицинские вопросы с правильным ответом: “не перемещать тело, ожидать приезда медиков”.

Некоторые вопросы с моей точки зрения, мягко скажем, сомнительно необходимы в этим билетах.
Например вопросы о том с какой стороны нужно обходить автомобиль при посадке высадке (например, билет 5 вопрос 19: Как следует поступить водителю при высадке из автомобиля, стоящего у тротуара или на обочине?) с правильным ответом подразумевающим “движение на встречу транспортному потоку”. Дело в том, что “правильный” ответ не учитывает множество нюансов, возникающих в реальной жизни, из-за которой оббегать по большему пути автомобиль сзади, например, может быть более опасно чем обогнуть капот через 2 метра.

Или билет 10 вопрос 7:

А вот в билете 23 вопрос 20:
Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?
наверное подразумевает движение на около-световых скоростях. Либо же остаётся абсолютно непонятным, что подразумевается под термином “поле зрения”, поскольку, например, угол зрения глаза никак от скорости не зависит.

Но есть ещё в билетах полный трэш, после которого в голове крутится мысль: “а, так вот же кто вас так научил!”

Итак, Билет 30 вопрос 6:

Итак, по мнению составителей билетов, РАЗРЕШЕНИЕ двигаться в каком-либо направлении внезапно превратилось в ТРЕБОВАНИЕ. Как известно, согласно пункту 6.15 Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
То есть, по мнению составителей, неважно что и как, водитель ДОЛЖЕН ехать туда, куда показывает регулировщик. Однако, в билете 31 вопрос 13:

Можно рассматривать ситуацию с другой стороны: жест регулировщика ТРЕБУЕТ не двигаться во всех других направлениях, кроме разрешённых. Даже в этом случае его требования не противоречат требованию разметки, и водитель обязан руководствоваться и тем и другим.
Или, что будет, если водитель с левой полосы поедет направо (разметка и регулировщик разрешают), когда водитель с правой полосы решил ехать прямо (составители билетов разрешают)?
Но, тем не менее, сумбур из головы составителей билетов медленно но верно перекочёвывает в головы начинающих водителей.

Другой трэш, это следующий вопрос 7 в билете 30:
Как следует действовать, выполняя поворот налево на двухполосной дороге?
Я думаю, у любого адекватного водителя возникнет вариант: “оценить обстановку, ЗАБЛАГОВРЕМЕННО включить указатель поворота, убедиться в безопасности манёвра и совершить поворот”. Так?
А вот и нет. На выбор дают 3 варианта:
1. Приступить к маневру, одновременно включив указатели левого поворота.
2. Включить указатели левого поворота, затем приступить к маневру.
3. Убедиться в безопасности выполнения маневра, затем включить указатели левого поворота и приступить к маневру.

Как видно, очевидно правильно варианта тут просто нет. Сразу скажу, “правильный” вариант здесь третий. То есть, по мнению составителей, нормальная практика совершения поворота: это включать поворотник и выполнять манёвр одновременно.
Цитирую комментарий:
“Перед поворотом налево или разворотом требуется включить световые сигналы левого поворота . Однако перед тем как подать сигнал, следует убедиться, что вас никто не обгоняет. Сделать это необходимо, поскольку Правила запрещают препятствовать обгону повышением скорости или иными действиями, в частности преждевременной подачей сигнала левого поворота. В этом случае обгоняющий вас окажется невольным нарушителем, так как он не имеет права обгонять ТС, которое подает сигнал о повороте налево .”

Как по мне, так сигнал поворота налево для того и нужен, чтобы водители, едущие сзади, не начинали обгон и были готовы что машина начнёт замедляться и поворачивать.

Так что, когда в очередной раз перед вами кто-то включит поворотник после того как уже начал поворот, погодите оценивать его сексуальную ориентацию, возможно он просто учился по этим же билетам.

Очередной вопрос, который предлагает “правильный” ответ, без учёта реальных особенностей, это билет 9 вопрос 19:

Едем дальше. Билет 22, вопрос 4

Любопытно, что знак 6.4 разрешает стоянку, но никак не запрещает её в другое время или в другом месте. Поэтому, без знака запрещающего стоянку в другие дни, правильный ответ — стоянка разрешена в любое время.
Другой вопрос, что если бы знак парковки был также, например, с одной из табличек 8.6.2 — 8.6.9, разрешающей легковушкам стоянку с заездом на тротуар. В таком случае в выходные дни разрешалась бы стоянка на тротуаре, а в остальные дни — только у края проезжей части.

А вот любопытный билет 40 вопрос 10:

Очевидно, составители билетов очень устали к 40му билету, и перепутали разрешение ставить на стоянку мотоцикла в два ряда (12.2) с разрешением двигаться в два ряда.

На самом деле, исключений для мотоциклов по рядности движения Правила не делают, предписывая любым транспортным средствам двигаться “строго по обозначенным полосам” (9.7). По определению (1.2) полоса — “достаточная для движения автомобилей в один ряд”, и требование двигаться “строго по полосам” можно трактовать двояко. Однако и разрешением двигаться в 2 или сколько угодно рядов тут тоже не пахнет.

Подобные комментарии к билетам могут подбивать мотоциклистов двигаться по полосам которые уже заняты другими транспортными средствами, ведь “правила не запрещают”. “Результатами” такой свободной трактовки забит весь ютуб.

Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения

Кстати, скоро, говорят, поменяют порядок сдачи экзаменов на права (UPD: с 1 ноября 2009). На площадке будет 12 упражнений вместо теперешних 5, а старт на моей любимой эстакаде будет разрешено выполнить не более чем за 3 секунды (о, ужас!). Надеюсь, что я успею получить права ДО этих изменений.

1) Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?
– Расширяется.
– Не изменяется.
– Сужается. X

Ответ: С увеличением скорости поле зрения водителя сужается, так как водитель вынужден смотреть намного дальше вперед, чтобы успеть оценить ситуацию в стремительно меняющейся дорожной обстановке.

2) В каком из перечисленных случаев водителю следует оценивать обстановку сзади?
– При любом торможении. X
– Только при резком торможении.
– Только при торможении на дороге с мокрым или скользким покрытием.

Ответ: Любое торможение опасно, так как водитель, движущийся сзади может вовремя не среагировать на изменение скорости движения Вашего транспортного средства. Если Вы выработаете привычку смотреть в зеркало заднего вида, то у Вас появится возможность предотвратить многие случаи ДТП (в частности наезды сзади).

3) Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения?
– При увеличении скорости движения боковой интервал необходимо увеличить. X
– Выбор бокового интервала от скорости движения не зависит.

Ответ: При увеличении скорости увеличиваются и поперечные отклонения от задаваемой водителем траектории движения. Это происходит за счет боковой эластичности колес, неровностей покрытия, воздействия ветра и люфтов в механизмах рулевого управления. Поэтому, увеличивая скорость, водители должны увеличивать боковой интервал.

4) Какие преимущества дает Вам использование зимних шин в холодное время года?
– Появляется возможность в любых погодных условиях двигаться с максимально допустимой скоростью.
– Уменьшается возможность проскальзывания и пробуксовки колес на скользком покрытии. X
– Исключается возможность возникновения заноса.

Ответ: Зимние шины отличаются от летних или всесезонных специальным рисунком протектора и повышенными сцепными качествами, что уменьшает возможность возникновения проскальзывания или пробуксовки колес на скользком покрытии. Если автомобиль используется на зимних дорогах со снежным накатом или в гололедицу – то рекомендуется использовать шипованные шины. Однако, использование зимних шин, в том числе и шипованных, требует от водителей осторожности при выборе скорости движения, так как возможность возникновения заноса на скользком покрытии не исключается.

5) В каком из перечисленных случаев длина пути обгона будет больше?
– При скорости движения обгоняемого транспортного средства 40 км/ч и обгоняющего 60 км/ч.
– Длина пути обгона в обоих случаях будет одинакова.
– При скорости движения обгоняемого транспортного средства 70 км/ч и обгоняющего 90 км/ч. X

Ответ: В обоих случаях разница скоростей между обгоняющим и обгоняемым автомобилем будет составлять 20 км/ч, а это означает, что время на выполнение обгона будет затрачено одинаковое. Однако за это время водитель, выполняющий обгон на скорости 90 км/ч, проедет больший путь, чем водитель, движущийся со скоростью 60 км/ч, то есть длина пути обгона будет больше. Длина пути равна произведению скорости на время. S=VT (S – путь, V – скорость, T – время).

6) Что следует сделать водителю, чтобы предотвратить возникновение заноса при проезде крутого поворота?
– Допускается любое из перечисленных действий.
– Перед поворотом снизить скорость и выжать педаль сцепления, чтобы дать возможность автомобилю двигаться накатом на повороте. X
– Перед поворотом снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу, а при проезде поворота резко не увеличивать скорость и не тормозить.

Ответ: Занос автомобиля при проезде крутого поворота возникает под действием центробежной силы, которая возрастает с увеличением скорости движения. Поэтому для предотвращения возможного заноса водитель должен с учетом крутизны поворота заблаговременно снизить скорость, при необходимости включить пониженную передачу и проехать поворот, не прибегая к резкому увеличению скорости и торможению. Прохождение поворота с выключенным сцеплением может привести к потере контроля над управлением автомобилем.

Читайте также:  Компьютерная диагностика зрения

7) В каких случаях следует увеличить боковой интервал?
– При разъезде с длинномерным транспортным средством.
– При движении по мокрому, скользкому или неровному покрытию.
– Во всех перечисленных случаях. Х
– При встречном разъезде на большой скорости.

Ответ: Чем выше скорость при встречном разъезде транспортных средств, тем больше должен быть боковой интервал между ними для исключения возможного столкновения при неожиданном отклонении от траектории движения. При разъезде с длинномерным транспортным средством необходимо иметь запас бокового интервала во избежание столкновения с прицепом (полуприцепом), который смещается к центру поворота при выполнении различных маневров. При движении по мокрому, скользкому или неровному покрытию увеличение бокового интервала требуется во избежание столкновения, возникающего при потере устойчивости транспортного средства в неблагоприятных дорожных условиях. Правильный ответ – во всех перечисленных случаях.

8) Что Вам следует иметь в виду, увидев впереди пешехода, переходящего проезжую часть?
– Что он может внезапно остановиться или отступить назад.
– Что он может перейти дорогу, не меняя своего темпа движения, или ускориться.
– Следует иметь в виду все перечисленное. Х

Ответ: Пешеходы являются полноправными участниками дорожного движения. Однако среди них есть дети, подростки, пожилые люди, инвалиды, лица, имеющие плохое зрение или слух, то есть люди, которые могут совершать ошибки при оценке дорожных ситуаций. Из-за таких ошибок поведение пешеходов может быть неадекватным сложившейся обстановке. Пешеход может побежать вперед, остановиться или, уже перейдя вашу полосу движения, отступить назад. Все это необходимо учитывать, приближаясь к пешеходам, переходящим дорогу, как по пешеходным переходам, так и через проезжую часть.

9) Какие меры административного принуждения предусмотрены за управление транспортным средством, если обязательное страхование гражданской ответственности владельца этого транспортного средства заведомо отсутствует?
– Запрещение эксплуатации транспортного средства и штраф в размере от 500 до 800 рублей. X
– Задержание транспортного средства и штраф в размере от 500 до 800 рублей.
– Только штраф в размере от 500 до 800 рублей.
– Задержание транспортного средства, запрещение эксплуатации транспортного средства и штраф в размере от 500 до 800 рублей.

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 12.37 КоАП управление ТС в случае, когда обязательное страхование гражданской ответственности, владельца данного ТС заведомо отсутствует, влечет административный штраф в размере от 500 до 800 рублей. В ст. 27.13 КоАП предусмотрено запрещение эксплуатации ТС при совершении указанного правонарушения. При этом разрешается движение ТС к месту устранения причины запрещения эксплуатации ТС, но не более чем в течение суток.

10) При помещении задержанного транспортного средства на специализированную стоянку не подлежат оплате:
– Первые 5 часов хранения.
– Первые 24 часа хранения. X
– Первые 3 часа хранения.
– Первые 12 часов хранения.

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 27.13 КоАП (от 01 июля 2008 г) плата не взимается за первые сутки хранения задержанного ТС на специализированной стоянке.

11) Принято считать, что среднее время реакции водителя составляет:
– Примерно 0,5 секунды.
– Примерно 1 секунду. X
– Примерно 2 секунды.

Ответ: Время реакции водителя изменяется в пределах от 0,4 до 1,6 секунды и зависит от его психофизических особенностей, опыта, сложности дорожной обстановки и многих других факторов. Исходя из многочисленных исследований, принято считать, что среднее время реакции водителя составляет около 1 секунды.

12) Безопасной дистанцией при движении по сухой дороге на легковом автомобиле можно считать расстояние, которое автомобиль пройдет не менее чем за:
– 1 секунду.
– 3 секунды.
– 2 секунды. X

Ответ: Безопасной дистанцией считается расстояние, которое может проехать автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозной системы. Время реакции водителя может колебаться от 0,4 до 1,6 секунд, время срабатывания тормозной системы с гидравлическим приводом может составлять от 0,1 до 0,4 секунд. То есть комфортной дистанцией для легковых автомобилей можно считать расстояние, которое проедет автомобиль за время не менее 2 секунд. (1.6 + 0.4 = 2).

13) Исключает ли антиблокировочная тормозная система (АБС) возможность возникновения заноса или сноса при прохождении поворота?
– Полностью исключает возможность возникновения только сноса.
– Не исключает возможность возникновения сноса или заноса. X
– Полностью исключает возможность возникновения только заноса.

Ответ: Антиблокировочная система (АБС) предназначена только для предотвращения блокировки колес автомобиля при торможении и не может исключить возможность возникновения заноса или сноса автомобиля при других условиях движения. Для исключения пробуксовки ведущих колес при ускорении движения (сноса или заноса) на современных автомобилях применяют систему ESP.

14) При движении в плотном потоке Вы заметили сзади транспортное средство, движущееся на слишком малой дистанции. Как следует поступить, чтобы обеспечить безопасность движения?
– Скорректировать скорость движения, ослабив нажатие на педаль газа, чтобы увеличить дистанцию до движущегося впереди транспортного средства. X
– Допускается любое из перечисленных действий.
– Предупредить следующего сзади водителя резким кратковременным торможением.
– Увеличить скорость движения, уменьшив дистанцию до движущегося впереди транспортного средства.

Ответ: Если при движении в плотном потоке Вы заметили транспортное средство, движущееся сзади на слишком малой дистанции, то целесообразно ослабить нажатие на педаль газа, увеличив тем самым дистанцию до движущегося впереди автомобиля. Таким образом Вы создадите себе резерв времени для применения менее интенсивного торможения при возникновении опасности. Резкое торможение может привести к наезду сзади, а увеличение скорости приведет к уменьшению дистанции спереди.

15) Какое расстояние проедет транспортное средство за одну секунду при скорости движения около 90 км/час?
– Примерно 15 метров.
– Примерно 35 метров.
– Примерно 25 метров. X

Ответ: На скорости 90 км/час автомобиль за 1 секунду проезжает 25 метров. 90000/3600*1=25. S = VT (S – расстояние, V – скорость, T – время).

16) Как воспринимается водителем скорость своего автомобиля при длительном движении по равнинной дороге на большой скорости?
– Кажется больше, чем в действительности.
– Восприятие скорости не меняется.
– Кажется меньше, чем в действительности. X

Ответ: Водитель воспринимает скорость своего автомобиля, главным образом, по скорости перемещения объектов, попадающих в поле его зрения. Если такие объекты, как деревья, дорожные знаки, другие автомобили длительное время удалены от Вас, то угловая скорость их перемещения уменьшается. И этот визуальный эффект воспринимается водителем, как уменьшение скорости движения самого автомобиля. Поэтому в таких условиях водителю целесообразно сверять свою скорость по спидометру.

Безопасность движения. Лекция 7

Скорость. Обзор, поле зрения, анализ дорожной обстановки.

Посмотрите на этот текст:

Нет сомнений, что вы прочли его без труда. А теперь попытайтесь объяснить, каким образом вам это удалось – ведь буквы во всех словах перепутаны!
Дело в том, что мы не читаем слова по буквам, а опознам их по характерным чертам (то есть воспринимаем слово в целом, примерно как один иероглиф). Именно это обеспечивает быстрое чтение без проговаривания слова про себя. С первого взгляда мы узнаем слова, например, для нас не составит труда различить такие слова, как горб и гроб, герб и греб, равном и рваном, и тому подобное. Длинные слова распознаются по концу и началу. Именно это свойство восприятия текста позволило нам легко прочесть текст.
Адаптация происходит быстро. Но возможно это лишь в том случае, если вы успели перед этим прочесть множество слов, и получили определенный опыт чтения. Наша память «записала» все слова, которые вы можете прочесть быстро, а это многие тысячи слов. Наш мозг прекрасно и быстро адаптируется, оперируя образами – так мы легко читаем разные шрифты и даже слова, написанные необычным образом. Вы сможете без особых усилий прочесть даже такой текст:

Но стоит встретить редкое слово, как мы тормозим и читаем его медленно, по буквам, например – «драдедамовый» или «Эйяфьядлайёкюдль». Точно так же, как складывал буквы Леон, который только учился читать

С опытом мозг учится воcпринимать и перерабатывать любую информацию, и в этом смысле способность быстро читать и понимать текст ничем не отличается от способности, скажем, авиадиспетчера разводить десятки самолетов по эшелонам и направлениям, и «сажать» их на полосу каждые 40 секунд в постоянно меняющейся обстановке. Или водителя автомобиля – при движении в городском потоке обстановка меняется ежемоментно, ему надо наблюдать за автомобилями не только спереди и по бокам от себя, но и сзади, смотреть за пешеходами, отслеживать знаки, держать в уме показания приборов, дозировать нажатие на педали, решать, когда переключать передачи, нажимать клавиши и кнопки. И при этом он еще и разговаривает! Почему это возможно? Потому, что большинство операций он делает автоматически, не задумываясь, как не задумываясь вы прочли текст из букв и цифр.
Опыт приходит поэтапно. Сначала вы научитесь не задумываясь выбирать передачи и нажимать нужные педали. Как не задумываетесь о том, какой ногой сделать шаг длиннее, и насколько, если вы идете по извилистой тропе. Через пару лет водителю, как правило, становится все равно, автоматическая коробка у его автомобиля, или «ручка» – он даже не будет замечать, как переключает передачи. Как вы не замечаете, что перебираете ногами, когда идете пешком.
Позже вы научитесь чувствовать поведение автомобиля на дороге – когда он начинает «плыть», и на какой скорости можно пройти этот поворот безопасно. И только через несколько лет, обычно семь-девять, вы будете автоматически определять всю дорожную обстановку и хорошо прогнозировать развитие событий. Тогда-то вы сможете свободно разговаривать на отвлеченные темы, сидя за рулем. Но дело, конечно, не в разговорах. А – в скорости. Чем больше информации перерабатывается само собой, тем меньше отвлекается на нее водитель. И тем большую скорость он может держать. Для него событий происходит на самом деле намного меньше, чем для новичка, хотя бы уже потому, что он просто не думает о педалях, кнопках и рычагах, и сосредоточен только на дорожной обстановке. Дело в том, что объем перерабатываемой мозгом информации ограничен.
Допустим, мозг может обработать 10 событий в секунду. Новичок потратит 3 из них на управление, еще 2-3 – на распознавание и осмысливание знаков, разметки и тому подобное. Значит, на дорожную обстановку у него остается 5-6 событий в секунду. Водитель с большим стажем на дорожную обстановку тратит все 10 событий в секунду, не задумываясь об остальном. К тому же опыт помогает ему в другой немаловажной части движения по дорогам – принимать правильные и своевременные решения. Из этого следует вывод, что опытный водитель может без вреда для безопасности ехать быстрее неопытного. Что будет, если новичок попытается угнаться за опытным водителем? Это так же сложно, как Леону, едва научившемуся складывать буквы в слова, торопиться за профессиональным чтецом. Он будет суетливо и быстро читать… слоги. О том, чтобы передать интонацию или сделать акцент на важной мысли, не может идти и речи. Новичок-водитель будет вести точно так же, по слогам. С той разницей, что его неправильные действия могут закончиться вызовом ДПС к месту аварии. В самом деле, если двигаться быстрее, всю информацию переработать невозможно. В итоге из 9 случившихся событий 3-4 пройдут «за кадром», на них просто не хватит внимания. Именно так проезжают на красный сигнал светофора, «не увидев» его, как говорит водитель. На самом-то деле глаза, конечно, видели красный свет, но мозг просто был занят другим.
Отсюда следует вывод: скорость движения должна быть такой, чтобы успеть «переваривать» всю информацию. Эта скорость называется «комфортной» – водитель, двигаясь в таком темпе, в состоянии среагировать на любые события. Следовательно, соваться на дороги, где плотное движение, большая скорость и множество событий, просто не надо. Покатайтесь сначала по тихим улочкам, пусть это даже удлиняет маршрут.

Читайте также:  Почему меняется цвет глаз у человека

Точно так же с увеличением скорости поле зрения водителя сужается. Это не значит, что он видит только поле, очерченное цифрой «80 км/ч», а вокруг него – чернота. Глаза видят все, но мозг не успевает обрабатывать информацию полностью. Внимание сосредоточено вдаль, и водитель реагирует только на те события, которые происходят там, за 200-400 метров впереди – только так он сможет успеть оценить меняющуюся дорожную обстановку и правильно на нее среагировать.

Чем может обернуться нехватка внимания (в том числе из-за высокой скорости)? Посмотрите на иллюстрацию. Допустим, вы решили перестроиться в левую полосу. Посмотрели в зеркало, включили поворотник, и уже начали смещаться левее. Прошло всего две секунды. Всего две – а на вашем пути уже мотоциклист, которого вы не заметили!
Поэтому зарубите себе на носу: смотреть в зеркало нужно минимум дважды – первый раз когда вы только готовитесь к маневру, а второй раз – непосредственно перед ним! Обстановка меняется очень быстро, и это происходит постоянно.
Нельзя также забывать, что водитель не в состоянии контролировать все пространство вокруг себя – хотя бы потому, что у любого автомобиля есть непросматриваемые зоны, которые называются «слепой зоной» или «мертвой зоной».

На этом рисунке желтый фон – видимая водителю область, а серый – невидимая, «мёртвая зона».
Водитель автомобиля 1 при всем желании, опыте и внимательности не в состоянии увидеть автомобили 2 и 3 – они просто находятся вне поля его зрения. Разница между опытным водителем и новичком здесь в том, что опытный прекрасно знает, что рядом всегда может оказаться автомобиль, даже если он не видит его в зеркалах. Поэтому он во-первых, всегда смотрит в зеркало дважды, а во вторых, для пущей верности еще вертит головой перед маневром – чтобы наверняка удостовериться, что путь свободен.
Мало того: опытный водитель старается ехать так, чтобы не находиться в «мёртвой зоне» другого водителя – для большей безопасности. На нашей иллюстрации опытный водитель никогда не будет долго ехать в положении водителей 2 или 3. Он или отстанет немного и встанет в позицию водителя 4, или опередит автомобиль 1.
Возьмите себе за правило не «висеть» в «мёртвой зоне» других водителей и никогда не забывать о том, что и у вас есть «мёртвая зона».

Но сколько бы мы ни говорили о зеркалах, «мёртвых зонах», поле зрения, нельзя забывать главного: смотреть всегда вперед. По зеркалам, приборам и т.д. взгляд должен скользить очень быстро, не задерживаясь. Можно резко на миг обернуться и «сфотографировать» взглядом дорожную ситуацию. А осмысливать эту ситуацию можно уже спокойно глядя вперед.
На иллюстрации показано, что может произойти, если замешкаться на секунду-полоторы, глядя, скажем, на приборы. Боковая стойка может сыграть злую шутку с вами – ведь она тоже перекрывает часть площади обзора…

Зрительное поведение водителя обычно состоит из серий фиксаций и саккад (быстрых перемещений) от одной определенной цели к другой.
Цели, где фиксируется глаз между саккадическими перемещениями:
А – дорога впереди;
В – зеркало заднего вида;
С – приборная панель;
D – дисплей информационно-управляющей системы;
Е – боковое зеркало водителя;
F – боковое окно водителя;
G – боковое зеркало пассажира;
Н – боковое окно пассажира;

Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости

Стереоскопическое зрение: что это, как работает, как измеряется?

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Око-плюс. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Стереоскопическое зрение – бесценный дар, которым природа наградила человека. Благодаря этому механизму, мы воспринимаем окружающий мир во всей его глубине и многогранности. Объёмное изображение формирует мозг, когда человек рассматривает видимые объекты обоими глазами.

Стереоскопическое зрение дало возможность современному человеку создавать имитации стереоэффекта: 3D-фильмы, стереокартинки и стереофотографии. Всё это делает мир вокруг нас ещё более восхитительным и загадочным.

Что такое стереоскопическое зрение и как оно работает?

Определение стереоскопического зрения

Стереоскопическое зрение – это уникальное свойство органов зрения, которое позволяет увидеть не только размеры объекта в одной плоскости, но и его форму, а также размеры объекта в разных плоскостях. Такое объёмное зрение присуще каждому здоровому человеку: к примеру, если мы видим дом вдалеке, мы можем приблизительно определить, какого он размера и на каком расстоянии от нас находится.

Стереоскопическое зрение – важная функция, которую выполняет человеческий глаз.

Механизм

На сетчатке наших глаз формируется двумерное изображение, тем не менее, человек воспринимает глубину пространства, то есть обладает трёхмерным стереоскопическим зрением.

Мы способны оценивать глубину благодаря разным механизмам. Владея данными о величине предмета, человек способен рассчитать расстояние к нему или понять, какой из объектов находится более близко, путём сравнения угловой величины объекта. Если один предмет находится перед другим и частично его заслоняет, то передний объект воспринимается на более близком расстоянии.

Удалённость предмета можно также определить по такому признаку, как «параллакс» движения. Это кажущееся смещение более далёких и близких предметов при движении головой в разных направлениях. Примером может служить «железнодорожный эффект»: когда мы смотрим из окна движущегося поезда, нам кажется, что скорость близко расположенных предметов больше скорости удалённых объектов.

Одной из важных функций стереоскопического зрения является ориентация в пространстве. Благодаря возможности видеть предметы объёмно, мы лучше ориентируемся в пространстве.

Если человек утратит восприятие глубины пространства, жизнь его станет опасной.

Стереоскопическое зрение помогает нам во многом, например, в спортивной деятельности. Без оценки себя и окружающих объектов в пространстве станут невозможными выступления гимнастов на брусьях и бревне, прыгуны с шестом не смогут правильно оценивать расстояние до планки, а биатлонисты не способны будут поразить мишень.

Без стереоскопического зрения человек не сможет работать в профессиях, требующих моментальной оценки расстояния, или связанных с быстро движущимися объектами (лётчик, машинист поездов, охотник, стоматолог).

Отклонения

Человек обладает несколькими механизмами оценки глубины. Если какой-либо из механизмов не работает, то это – отклонение от нормы, ведущее к различным ограничениям оценки удалённости предметов и ориентации в пространстве. Наиболее важный механизм восприятия глубины — стереопсис.

Стереопсис

Стереопсис зависит от совместного использования обоих глаз. При рассматривании любой трёхмерной сцены оба глаза формируют различные изображения на сетчатке. В этом можно убедиться, если смотреть прямо вперёд и быстро перемещать голову из стороны в сторону или быстро закрывать поочередно то один, то другой глаз. Если перед вами плоский объект, то особой разницы вы не заметите. Однако если предметы находятся на разном расстоянии от вас, то вы заметите значительные изменения в картине. В процессе стереопсиса мозг сравнивает изображения одной и той же сцены на двух сетчатках и с относительной точностью оценивает их глубину.

Проявление стереопсиса

Диспарантность

Так называют отклонение от положения корреспондирующих точек на сетчатках правого и левого глаза, в которых фиксируется одно и то же изображение. Если отклонение не превышает в горизонтальном направлении 2°, а по вертикали – не более нескольких угловых минут, то человек будет визуально воспринимать одиночную точку в пространстве как расположенную ближе, чем сама точка фиксации. Если же расстояние между проекциями точки меньше, чем между корреспондирующими точками, то человеку будет казаться, что она расположена дальше точки фиксации.

Третий вариант предполагает отклонение более 2°. Если вертикальное направление превышает несколько угловых минут, то мы сможем увидеть 2 отдельные точки, которые будут казаться расположенными ближе или дальше от точки фиксации. Данный эксперимент лежит в основе созданий серии стереоскопических приборов (стереоскоп Уитстона, стереотелевидение, стереодальномеры и пр.).

Проявление диспарантности

Выделяют конвергентную диспаратность (у точек, расположенных ближе точки фиксации) и дивергентную (у точек, расположенных дальше точки фиксации). Распределение диспаратностей по изображению называют картой диспаратностей.

Проверка стереопсиса

Некоторые люди не могут воспринимать глубину объектов с помощью стереоскопа. Свой стереопсис можно проверить с помощью такого рисунка.

Читайте также:  Тренировка для глаз

Если есть стереоскоп, можно сделать копии стереопар, которые на нём изображены, и вставить их в прибор. Второй вариант – перпендикулярно расположить между двумя изображениями одной стереопары тонкий лист картона. Установив их параллельно, можно попытаться смотреть на своё изображение каждым глазом.

Применение стереоскопа

В 1960 году учёный из США Бела Юлеш предложил использовать уникальный способ демонстрации стереоэффекта, исключающий монокулярное наблюдение объекта. Этот принцип можно использовать для тренировки стереопсиса. Посмотрите на рисунки-автостереограммы.

Если вы посмотрите вдаль, сквозь рисунок, то увидите стереоскопическую картину.

На базе этого метода создано устройство, позволяющее исследовать порог стереоскопического зрения, — автостереограмма. Существует и модифицированное устройство, которое позволяет очень точно определить порог стереоскопического зрения.

Каждому глазу предлагаются тест-объекты, которые имеют одинаковые области точек и представляют собой фигуру произвольной формы. В том случае, когда значения параллактических углов нулевые, то наблюдатель может увидеть в обобщённом изображении точки, расположенные в произвольном порядке. Он будет не способен выделить на рандомизированном фоне определённую фигуру. Таким образом, монокулярное видение фигуры исключается.

Проведение теста

Переместив один из тест-объектов перпендикулярно оптической оси системы, мы увидим, как изменяется параллактический угол между фигурами. Когда он достигнет определённого значения, наблюдатель сможет увидеть фигуру, как бы отрывающуюся от фона; фигура может также удаляться или приближаться к нему.

Параллактический угол измеряется посредством оптического компенсатора, который введён в одну из ветвей прибора. Когда фигура появляется в поле зрения, её фиксирует наблюдатель, а на индикаторе появляется соответствующий показатель порога стереоскопического зрения.

Нейрофизиология стереоскопического зрения

Исследования в области нейрофизиологии стереоскопического зрения позволили выявить в первичной зрительной коре головного мозга специфические клетки, настроенные на диспаратность. Они могут быть 2 типов:

  1. Клетки первого типа реагируют только в том случае, когда стимулы точно попадают на корреспондирующие участки обеих сетчаток.
  2. Второй тип клеток реагирует только тогда, когда предмет расположен дальше точки фиксации. Схема объемного видения

Кроме того, существуют клетки, реагирующие в том случае, когда стимул находится ближе точки фиксации.

Все типы клеток обладают свойством ориентационной избирательности. Они обладают хорошей реакцией на движущиеся стимулы и концы линий.

Также существует борьба полей зрения. В том случае, когда на сетчатках обоих глаз создаются изображения, сильно различающиеся между собой, то зачастую одно из них вообще перестаёт восприниматься. Это явление означает следующее: если зрительная система не может объединить изображения на обеих сетчатках, то она частично или полностью отвергает один из образов.

Условия для стереоскопического зрения

Для нормального стереоскопического зрения необходимы следующие условия:

  • Нормальная работа двигательной системы глазных яблок;
  • Хорошая острота зрения обоих глаз;
  • Взаимосвязь между аккомодацией, фузией и конвергенцией;
  • Незначительное различие в масштабах изображений обоих глаз.

Если на сетчатке обоих глаз при рассматривании одного и того же предмета изображение имеет разные размеры или неодинаковый масштаб, то это называется анизейконией.

Это отклонение является самой частой причиной того, что стереоскопическое зрение становится неустойчивым или теряется.

Анизейкония, как правило, развивается при наличии разной рефракции глаз (анизометропии). Если она не превышает 2 – 2,5%, то можно провести коррекцию обычными стигматическими линзами. При более высокой степени анизейконии приходится использовать анизейконические очки.

Нормы и показатели

Основной причиной появления косоглазия считается нарушение связи между конвергенцией и аккомодацией. При видимом косоглазии имеется не только косметический изъян, но и снижается острота зрения косящего глаза. Он даже может периодически выключиться из процесса восприятия образов (амблиопия). В случае гетерофории, то есть скрытого косоглазия, косметический дефект отсутствует, но патология всё же будет препятствовать стереопсису. Люди с гетерофорией, которая превышает 3°, не могут работать с бинокулярными приборами.

Порог стереоскопического зрения обусловлен влиянием разных факторов, таких как:

  • Яркость фона;
  • Контраст объектов;
  • Длительность наблюдения.

При хороших условиях наблюдении порог восприятия глубины варьирует от 10 – 12 до 5″.

Стереоскопическое зрение можно исследовать, определять, оценивать несколькими способами:

  • Посредством стереоскопа по таблицам Пульфриха (минимальный порог равен 15″)4
  • При помощи стереоскопов с набором более точных таблиц (диапазон измерения – от 10 до 90″);
  • Используя устройство, включающее применение рандомизированного фона (допустимая погрешность измерения равна 1 – 2″).

Видео

Выводы

Итак, стереоскопическое зрение – это сложный механизм, без которого человеку было бы сложно жить в этом мире. Оно помогает нам видеть предметы не только на плоскости, но и в пространстве, позволяет рассчитать их размер, объём, удалённость. Проверить стереоскопическое зрение можно несколькими способами, указанными в статье.

Также читайте про то, как исследуют поля зрения.

Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?

Страница 9 из 9

Известно, что зрительные восприятия дают водителю до 95 % всей информации о дорожной обстановке. Но известно ли вам, что наше поле зрения резко сужается с увеличением скорости? Если в состоянии покоя оно составляет приблизительно 180°, то при скорости 50 км/ч — уже 105°, а при 100 км/ч — только 50° (рис. 47). За пределами этого сектора водитель фактически ничего не видит. Уменьшается и расстояние видимости.

Каждое увеличение скорости на 16 км/ч снижает видимость водителя примерно на 6 м. Учтите это обстоятельство, особенно при езде ночью. Следует также иметь в виду, что близорукие больше подвержены ослеплению при встречных разъездах в темноте, у них медленнее восстанавливается зрение.

Рисунок 47. Изменение поле зрения водителя с увеличением скорости движения:

чем быстрее едем, тем меньше видим, что делаеться вокруг

Пожилым водителям нельзя забывать о том, что с возрастом зрение ослабевает, особенно способность видеть в темноте.

1. Какие причины ДТП являются наиболее частыми? превышение скорости

2. Почему с увеличением скорости увеличивается тяжесть последствий ДТП? При движении в транспортном потоке на больших скоростях выигрыш во времени весьма незначителен, вероятность ДТП многократно увеличивается, а более тяжелые в таких случаях травмы часто заканчиваются гибелью пострадавших.

3. Почему водители допускают ошибки в оценке скорости? Водители нередко ошибаются в оценке скорости встречных и обгоняемых автомобилей, так как определить их скорости еще труднее, чем своего автомобиля. В частности установлено, что оценка скорости других транспортных средств зависит от их размеров. Скорость легковых автомобилей и мотоциклов часто переоценивается, а скорость автобусов, грузовых автомобилей недооценивается. В результате некоторые водители, недооценивая скорость идущего поезда, пытаются проскочить через железнодорожный переезд, что иногда кончается.

Приветствуем вас!
Вы пришли на данный проект, потому-что в поиске ответа на вопрос, из игры.
У нас на сайте самая большая база отгадок к данной и многим другим схожим викторинам.
По-этому, мы очень советуем добавить наш ресурс к себе в закладки, чтобы не потерять его.

Чтобы вы могли очень легко найти ответ на требуемый вопрос из игры-викторины, рекомендуем воспользоваться поиском по сайту, он располагается в верхней-правой части проекта(если вы смотрите наш веб-сайт с мобильного устройства, то ищите форму поиска внизу, под коментариями). Чтобы найти нужный вопрос, достаточно будет ввести всего-то первые 2-3 слова из разыскиваемого вопроса.

Если же вдруг случилось невероятное и вы не нашли ответа на какой-то вопрос через поиск по сайту, то очень просим вас написать об этом в комментариях.
Мы очень постараемся быстро исправить это.

Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости.

В сводках дорожных происшествий можно услышать: “. водитель превысил допустимую скорость движения. “. А что такое “допустимая скорость”, это сколько: 40 или 140 км/ч?

В некоторых пособиях по изучению дорожной науки можно встретить рекомендации по использованию той или иной скорости движения при определенных условиях на дороге, причем указываются конкретные величины скорости. Дорожные службы, устанавливая знаки ограничения скорости, за нас решают, с какой скоростью нам двигаться по конкретному участку дороги.

Но давайте немного поразмышляем.

Стоит ли Вам, например, оставлять задний мост своего автомобиля в огромной яме, перед которой установлен знак ограничения скорости 50 км/ч? Может быть лучше “проползти” по этой яме со скоростью 5 км/ч?

Рискнете ли Вы проехаться со скоростью 100 км/ч по Московской кольцевой автодороге, если только вчера получили водительские права, а сегодня везете на крыше старенького.

Правила. Раздел 10. Пункт 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Это обычная дорога вне населённого пункта, и здесь разрешено движение со скоростью до 90 км/час. Но это днём при ясной погоде, когда дорогу видно вплоть до самого горизонта.

А ночью при включённом ближнем свете фар дорогу видно максимум на 40 – 45 метров. А остановочный путь при скорости 90 км/час может достигать 90 – 100 метров. Водитель естественно снижает скорость до безопасной, тем более что этого же требуют Правила.

Точно так же и днём (при недостаточной видимости) Правила требуют снизить скорость до безопасной. Тем более что и покрытие влажное.

Помимо этого необходимо учитывать, что глазомер человека – прибор.

Кстати, скоро, говорят, поменяют порядок сдачи экзаменов на права (UPD: с 1 ноября 2009). На площадке будет 12 упражнений вместо теперешних 5, а старт на моей любимой эстакаде будет разрешено выполнить не более чем за 3 секунды (о, ужас!). Надеюсь, что я успею получить права ДО этих изменений.

1) Как изменяется поле зрения водителя с увеличением скорости движения?
– Расширяется.
– Не изменяется.
– Сужается. X

Ответ: С увеличением скорости поле зрения водителя сужается, так как водитель вынужден смотреть намного дальше вперед, чтобы успеть оценить ситуацию в стремительно меняющейся дорожной обстановке.

2) В каком из перечисленных случаев водителю следует оценивать обстановку сзади?
– При любом торможении. X
-.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Для любых предложений по сайту: [email protected]