Как проявляется мигательный рефлекс когда в глаз попадает соринка
Как проявляется мигательный рефлекс когда в глаз попадает соринка
Подробное решение парграф § 9 по биологии для учащихся 8 класса, авторов Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. 2018
- Гдз рабочая тетрадь по Биологии за 8 класс можно найти тут
- Гдз по Биологии за 8 класс можно найти тут
Вопрос 1. Что входит в состав центральной нервной системы, а что — в состав периферической?
К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг. Периферическую нервную систему составляют нервы, нервные узлы и нервные окончания.
Вопрос 2. Что такое рефлекс?
Рефлексом называют ответ организма на раздражение, происходящий при участии центральной нервной системы и под её контролем.
Вопрос 3. Что такое рефлекторная дуга?
Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа, называют рефлекторной дугой.
Вопросы после параграфа
Вопрос 1. Что такое рефлекс и рефлекторная дуга? Приведите пример рефлекторной дуги.
Путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа, называют рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга является простейшей нейронной цепью. Она включает рецептор, чувствительный нейрон, вставочные нейроны и исполнительные нейроны. Чувствительные нейроны несут информацию в мозг. Вставочные нейроны обрабатывают её в пределах мозга, исполнительные нейроны приводят в действие рабочие органы.
Рефлексом называют ответ организма на раздражение, происходящий при участии центральной нервной системы и под её контролем.
Вопрос 2. Как по — другому называют врождённые рефлексы и рефлексы, приобретённые в процессе жизни? Как вы думаете, почему они получили такие названия?
У человека, как и у животных, имеется много рефлексов: пищевых, оборонительных, ориентировочных. Непроизвольно мы отдёргиваем руку от горячего предмета, поворачиваем голову в сторону неожиданного звука. Это примеры врождённых — безусловных — рефлексов.
Рефлексы, приобретённые в процессе жизни, называют условными. В зависимости от того, достигается полезный для организма результат или нет, они остаются, изменяются или исчезают.
Вопрос 3. Какими свойствами обладают рецепторы?
Рецепторы — это окончания чувствительных нервных волокон или специальные чувствительные клетки, преобразующие раздражение в нервные импульсы. По отросткам чувствительных нейронов возникшие в рецепторах импульсы достигают центральной нервной системы. Там эта информация обрабатывается вставочными нейронами.
Вопрос 4. Где расположены тела чувствительных нейронов?
Тела чувствительных нейронов расположены в рецепторах органов чувств.
Вопрос 5. Какую функцию выполняют вставочные и исполнительные нейроны?
. По отросткам чувствительных нейронов возникшие в рецепторах импульсы достигают центральной нервной системы. Там эта информация обрабатывается вставочными нейронами. Последние находятся в пределах центральной нервной системы. После этого сигналы получают исполнительные нейроны, от которых зависит ответ. Они возбуждаются и посылают сигналы, запуская работу мышц, желёз, внутренних органов, благодаря которым достигается нужный эффект.
Вопрос 6. Объясните необходимость наличия обратных связей в нервной системе.
Наличие рефлекторной дуги — обязательное условие для осуществления любого рефлекса. Однако неправильно было бы считать, что рефлекторная реакция завершается ответом рабочего органа. Организм должен оценить, насколько корректно и правильно был организован этот ответ. Во время ответной реакции рецепторы рабочего органа возбуждаются, и от них обратно в центральную нервную систему поступает информация о достигнутом результате.
1. Используя рисунок 21, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите её части.
Части рефлекторной дуги мигательного рефлекса:
2. Чувствительный нейрон
3. Вставочный нейрон
4. Двигательный нейрон
5. Круговая мышца глаза, смыкающая веки
6. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. Проанализируйте это явление и укажите его возможные причины. Предположите, какие процессы в синапсах рефлекторной дуги могут вызвать торможение рефлекторной реакции.
Мигательный рефлекс затормозился после трех прикосновений.
7. Проверьте, существует ли возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Если вам это удалось, объясните, почему это произошло.
С помощью волевого усилия можно затормозить мигательный рефлекс, так как он может подчиняться воле человека.
8. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях.
Когда в глаз попадает соринка мигательный рефлекс усиливается, так глазу необходимо освободиться от инородного тела.
9. Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса.
Мигательный рефлекс обеспечивает механическую защиту глаз от различных воздействий, т.е. закрывание веками глаз смачивает поверхность самого глаза и сохраняет его в здоровом, рабочем состоянии.
Презентация по биологии на тему «Рефлекторная регуляция» (8 класс)
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?
Можно ли избежать переутомления?
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
Описание презентации по отдельным слайдам:
Нервная система центральная периферическая Головной мозг Спинной мозг Нервные узлы Нервы, отходящие от головного и спинного мозга
Тело нейрона Скопление тел нейронов образуют серое вещество головного мозга, спинного мозга и нервных узлов Отростки нейронов образуют белое вещество головного мозга, спинного мозга и нервы
Рефлекс – ответ организма на раздражение, происходящий при участии центральной нервной системы и под ее контролем. Рефлексы обычно имеют целесообразный характер: пищевой, оборонительный, ориентировочный врожденный Безусловный рефлекс приобретенный Условный рефлекс
Рефлекторная дуга – путь, по которому проходят нервные импульсы от рецептора до рабочего органа
Запомните Раздражимость – это совокупность процессов, происходящих при восприятии внешнего раздражения и реакции на него (движением). Процесс распространения раздражения в нервной системе обозначают термином «импульс». Клетки, воспринимающие раздражения – рецепторы – находятся в наружном слое тела. Сокращение мышц в организме происходит только тогда, когда к ним проводится возбуждение от центральной нервной системы. Нервная система регулирует функции организма.
1 — Раздражитель (горячий объект) 2 — Рецептор в коже 3 — Дендрит чувствительного (центростремительного) нейрона 4 — Центростремительный нейрон 5 — Аксон центростремительного нейрона 6 — Чувствительный нейрон в спинномозговом ганглии 7 — Бабочка спинного мозга 8 — Вставочный нейрон 9 — Двигательный нейрон в передних рогах спинного мозга 10 — Аксон двигательного нейрона 11 — Рабочий орган
Мигательный рефлекс (Лабораторная работа ) Ход опыта 1. Осторожно прикоснитесь рукой к углу глаза со стороны носа, со стороны щеки, а также к ресницам и бровям. Отметьте те области, раздражение которых вызывает непроизвольное мигание, знаком «+». Рефлексогенной зоной называют участки, где расположены рецепторы, вызывающие при раздражении данный рефлекс, в нашем случае мигание. Опыт показывает, что таких рецепторов много во внутреннем углу глаза, в коже век и ресницах, но почти нет в наружном углу глаза.
Схема рефлекторной дуги мигательного рефлекса 5 4 3 2 1 1- рецептор 2 – чувствительный нейрон, находящийся в нервном узле 3 – вставочный нейрон 4 – двигательный нейрон 5 – круговая мышца глаза, смыкающая веки
1. Прикоснитесь осторожно к внутреннему углу глаза несколько раз. Определите, после скольких прикосновений мигательный рефлекс затормозится. 2. Проанализируйте эти явления и укажите их возможные причины. Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях. 3. Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс. Объясните, почему это удалось. 4. Вспомните, как проявляется мигательный рефлекс, когда в глаз попадает соринка. Проанализируйте ваше поведение с точки зрения учения о прямых и обратных связях. 5. Сделайте вывод о значении мигательного рефлекса. Лабораторная работа (продолжение)
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
- Воробьева Наталья НиколаевнаНаписать 8309 06.03.2017
Номер материала: ДБ-247233
Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»
Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников
Рекордно низкий оргвзнос
по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)
Идёт приём заявок
- 06.03.2017 692
- 06.03.2017 5924
- 06.03.2017 1286
- 06.03.2017 709
- 06.03.2017 1711
- 06.03.2017 815
- 06.03.2017 1115
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Нервная система и органы чувств.
Функции: 1.регулирует работу органов, обеспечивая их согласованную работу;
2.обеспечивает приспособление организма к условиям среды (а информация поступает через органы чувств).
Части нервной системы:
•Центральная часть (ЦНС) – это спинной и головной мозг;
• Периферическая – нервы и нервные узлы.
Отделы Нервной Системы:
•Соматический (от греч. soma – тело) – управляет работой скелетных мышц (контролируется сознанием и волей).
•Вегетативный /Автономный – регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.
–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом). Вмешаться в работу внутренних органов, регулируемую вегетативной нервной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависимость без врачебной помощи нельзя).
Рис. Нервная система:
1 – головной мозг;
2 – спинной мозг;
4 – нервные узлы.
Рефлекс – это простейшая форма нервной регуляции.
Рефлексы есть как у соматического, так и у вегетативного отдела нервной системы.
В основе рефлекса лежит цепь нейроновилирефлекторная дуга.
5 звеньеврефлекторной дугиБезусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С.:
1.Рецептор – это нервные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения в нервные импульсы→
2.Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах) – воспринимает раздражения с помощью рецепторов.
Возникающие при раздражении нервные импульсы передаются по дендриту →в тело чувствительного нейрона→по аксону в мозг→
3.на Вставочные Нейроны– их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС (головного и спинного мозга) – обработки полученной информации→
4.после, сигналы передаются Исполнительным /двигательным нейронам, нервные импульсы которых вызывают работу →
(Пример:Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета).
5 ять звеньев Рефлекторной Дуги Мигательного Рефлекса
Получение мигательного рефлекса и условии, вызывающих его торможение:
При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроизвольное мигание обоих глаз.
На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.
Кружок – это участок продолговатого мозга, где находятся центры мигательного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.
Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направляющихся по дендриту к телучувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продолговатый мозг. Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувствовали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.
Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза – рефлекс затормозился.
При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями, по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и обратные связи, несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны через какое-то время рефлекс угас.
Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достигла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.
Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс:
Для этого дотроньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается. Импульсы, исходящие от коры, затормозили нервные центры продолговатого мозга – это центральное торможение, открытое русским физиологом Сеченовым: «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров: усиливать или затормаживать рефлексы».
Коленный рефлекс спинного мозга:перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога должна подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.
Уровни Организации Организма: клеточный, тканевый, органный, системный, организменный.
Органный уровень образуют органы – самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие определенным строением и выполняющие определенные функции.
Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.
Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.
Поведенческий уровень, определяющий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.
Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9722 – | 7568 – или читать все.
95.47.253.202 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно