Расстояние между глазами и столом
Береги глаз смолоду! Гигиена чтения для школьника
Как правильно читать? Как долго можно читать? Почему вредно «зачитываться», лёжа на диване?
Об этом и многом другом рассказала главный офтальмолог МЕДСИ, врач высшей категории Донцова Светлана Михайловна.
Как правильно организовать рабочее место ребёнка, чтобы снизить нагрузку на глаза во время чтения?
Самым удобным и правильным местом для чтения является специально адаптированные под ребёнка стол и стул. Место должно быть организовано так, чтобы ноги ребёнка были согнуты под углом в 90 градусов и касались пола, чтобы спина была прямая – ребёнок не должен наклоняться или «зависать» над столом. Высота стола должна быть почти на уровне грудной клетки. Расстояние от книги до глаз ребёнка – 40–45 сантиметров. Саму книгу следует держать в наклонном положении.
Стол должен находиться в самом освещённом месте комнаты, желательно, около окна, чтобы на книгу падал естественный свет и не было теней. Естественный свет – самое лучшее освещение для чтения.
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день почти у всех школьников есть компьютеры на рабочих столах, необходимо установить монитор так, чтобы не было бликов от окна, а также от верхнего или от локального освещения.
Так как световой день становится всё короче, то для правильной организации чтения необходимо как общее освещение, так и локальное – то есть на столе у ребёнка должна быть настольная лампа – это обязательный атрибут для школьников.
Если ребёнок правша, то настольная лампа должна стоять слева, если левша, то справа – чтобы тени не падали на книгу.
Как долго можно читать?
Продолжительность непрерывного чтения должна быть чуть меньше, чем в школе. Есть нормы для школьника младших классов: 30 минут работы – чтение или выполнение школьного домашнего задания – и потом обязательный перерыв-отдых. Старший школьник может без вреда для глаз выдержать 45–50 минут непрерывного чтения. Если ребёнок работает на компьютере, то перерыв должен быть чаще.
Схема работы за компьютером для младших школьников – это 15 минут работы и 30 минут перерыва. Для учащихся средней и старшей школы – 30 минут работы и не менее 10 минут перерыва. В целом, детям не рекомендуется проводить за компьютером более двух часов.
Организация перерыва
Во время перерыва важно не только отвлечься от работы – будь то школьные уроки или чтение – но и сделать гимнастику для глаз и мышц шеи и спины. Можно потянуться, разогнуться, встать и сделать несколько приседаний, размять мышцы шеи. Основная задача гимнастики для глаз – это размять все наружные мышцы глаза:
– нужно поводить глазными яблоками в разные стороны, влево-вправо;
– сделать несколько круговых движений глазами, будто рисуя взглядом круг;
– посмотреть в окно и сконцентрировать взгляд на чём-нибудь далёком.
Вынужденная поза – она очень утомительная для детей. Дети не всегда замечают усталость, особенно, если им интересно и они увлечены книгой. В результате ребёнок начинает наклоняться вниз или в сторону не от того, что ему плохо видно, а потому что устала спина. В результате возникает деформация спины, позвоночника, неправильная осанка и повышенная утомляемость.
На диване или в кресле?
Многие дети, как и взрослые, любят читать полулёжа в кресле или даже лёжа на диване. При этом читать лёжа не рекомендуется никому, так как не только формируется неправильное положение головы, но и освещение, скорее всего, будет неправильным – на книгу будут падать тени. Кроме того, лёжа очень трудно удержать правильное расстояние от текста до глаз – 40 сантиметров. И самое главное – нарушается положение глаз. В положении лёжа получается, что ребёнок читает полузакрытыми глазами, что приводит к астигматизму. У человека сам глаз мягкий, и полуприспущенные веки придавливают глаз, меняют преломление световых лучей и искажают зрение. В результате устаёт глаз. Так что в положении лёжа читать нежелательно.
Также важно помнить, что дети копируют взрослых, поэтому если они видят, что мама с папой читают лёжа, то им очень сложно объяснить, насколько это вредно для зрения. Если взрослый глаз уже адаптирован, устойчив, то детский только формируется и растёт, он не привычен к экстремальным нагрузкам, и неправильное положение может привести к проблемам со зрением, в частности, к близорукости.
Читать полулёжа в кресле можно, если расслабиться, занять удобную позу и поставить рядом дополнительное освещение. Конечно, лучше всего читать сидя за столом, но, как правило, спина тоже устаёт, и поэтому можно провести время с книгой и на диване или в кресле, главное – читать сидя и организовать себе хорошее освещение.
Нормы чтения
Нормы чтения зависят от возраста ребёнка и от того, какие у него нагрузки в школе, ведь чем старше ребёнок, тем больше домашних заданий. Для младших школьников 30 минут чтения в день – вполне достаточно. Максимум – два часа, но обязательно с перерывами и выполнением гимнастики. В любом случае, ориентироваться надо на ребёнка.
Если ребёнок устал, жалуется, что у него болят глаза, болит голова – то, конечно, заставлять его читать дальше нельзя. Дети все разные и все они по-разному устойчивы к зрительным нагрузкам.
Если говорить о старших школьниках, то им можно читать и более четырёх часов в день, но также обязательно нужно делать перерывы. Нагрузка обязательно должна быть разнообразной.
Если ребёнок чувствует сильную усталость после выполнения домашней работы и чтения, то самое лучшее – это выйти на прогулку. Регулярные, а лучше каждодневные прогулки в любую погоду являются важным условием для сохранения хорошего зрения.
Минимальное расстояние от глаз до монитора: оптимальные значения до экрана по СапПиН
Чтобы обеспечить безопасное пребывание у компьютера, стоит узнать, каково должно быть минимальное расстояние от глаз до монитора. Если экран монитора будет правильно установлен по отношению к пользователю, удастся дольше сохранить качество зрения, избежать остеохондроза и искривления позвоночника, улучшить визуальное восприятие информации.
Минимальная и оптимальная дистанции до монитора
Расстояние от монитора до глаз зависит, прежде всего, от его размерных параметров. В наши дни самыми популярными являются модели с диагоналями в интервале от 14 (ноутбуки) до 27 дюймов, а самые большие оснащены экранами с диагональю свыше 30″. От размеров в дюймах зависят технические возможности и сфера применения мониторов.
Чаще всего встречаются модели со следующими характеристиками:
- 14–16″. Это массовые ноутбуки, габариты которых позволяют встраивать процессоры оптимальной производительности. Портативные устройства с меньшей диагональю имеют более узкое применение.
- 17″. Ноутбук с объемным корпусом – один из вариантов для офиса. Не слишком удобен в переноске, зато экономит место в рабочей зоне.
- 18,5–20,1″. Небольшие стационарные модели, в основном используются для работы в текстовом редакторе.
- 21,5–24″. Видеомониторы со средней диагональю – универсальный вариант, позволяющий комфортно набирать текст, заниматься монтажом видеороликов, смотреть фильмы. Чтобы поддерживалась игра с изображением в формате 3D, предпочтительна диагональ не менее 23 дюймов.
- 27″ и выше. Их наиболее часто используют для просмотра фильмов, редактирования фото-, видео- и аудиоматериалов. Эти мониторы незаменимы в студийной работе, а именно – при осуществлении звукозаписи, съемке фильмов. Экраны в 32 и более дюймов обычно выбирают для видеонаблюдения. Если планируется использовать настенный монитор в качестве телевизора, оптимальной является диагональ от 31 до 34″.
Итак, каково минимальное расстояние до дисплея компьютера в зависимости от его размера? Исходя из научных исследований, глаз человека способен четко увидеть изображение в радиусе 17°. Отсюда математическим путем получают ответ: наименьшая допустимая дистанция между лицом пользователя и экраном – это длина его диагонали.
Верхний край дисплея должен проходить на 10° ниже линии взора.
Выясняя, сколько сантиметров должно быть между глазами и видеомонитором, нужно принимать во внимание не только его размеры, но и конструктивные особенности. Более безопасно пребывание за жидкокристаллическим дисплеем с TFT-панелью.
По сравнению с традиционными устройствами, основой которых является электронно-лучевая трубка (ЭЛТ), ЖК-модели имеют такие преимущества:
- отсутствие электромагнитных излучений;
- больший размер видимой области (у 15-дюймового ЖК-монитора она такая же, как у 17-дюймового ЭЛТ-аналога);
- отсутствие искажений изображения;
- экономия места на столе.
При наличии ЭЛТ до монитора компьютера должно быть 60–70 см, а ЖК-дисплей при прочих равных условиях допускает снизить дистанцию до 30–50 см. Чтобы снизить нагрузку на глаза, важно правильно настроить изображение, а для начала – провести тест монитора с помощью специальной программы (например, PassMark MonitorTest).
Основные моменты
Согласно медицинским нормам, оптимальное расстояние до монитора компьютера должно быть больше минимального – от полутора до двух диагоналей. Для расчета применяется следующая формула: S = L * 2,54 * 1,75, где:
- L – длина диагонали в дюймах;
- 2,54 – коэффициент перевода дюймов в сантиметры;
- 1,75 – среднее арифметическое между 1,5 и двумя диагоналями.
Рассчитаем согласно формуле оптимальную удаленность от офисного ноутбука с размером диагонали 17″:
S = 17 * 2,54 * 1,75 = 75 см.
Результаты расчетов для разных моделей компьютеров указаны в таблице 1.
Размер диагонали дисплея, дюймов | Оптимальное расстояние от глаз до экрана, см |
14 | 62 |
15 | 67 |
16 | 71 |
17 | 75 |
18 | 80 |
19 | 85 |
20 | 89 |
21 | 94 |
22 | 98 |
23 | 102 |
24 | 107 |
25 | 111 |
26 | 116 |
27 | 120 |
28 | 125 |
29 | 129 |
30 | 134 |
31 | 138 |
32 | 142 |
33 | 147 |
Как организовать рабочее пространство за компьютером
С целью охраны труда учащихся и студентов, служащих, операторов следует оборудовать их рабочее место за монитором с соблюдением санитарных норм и правил – СанПиН 2.2.2.542-96 и СанПиН 2.4.2.1178-02. Грамотный подход к этому вопросу поможет предупредить зрительное переутомление и другие профессиональные заболевания.
Общие требования
Видеомонитор предпочтительно размещать в углу или разворачивать тыльной стороной к стене. Если в студии или кабинете будет несколько компьютеров, между ними следует выдержать минимум 2 метра и не ставить их дисплеями друг к другу. Есть и другие рекомендации, касающиеся каждого пользователя:
- В процессе работы минимальное расстояние до экрана монитора составляет около 70 см. Это позволит избежать компьютерного зрительного синдрома. Если нужно посмотреть на дисплей и тут же перевести взгляд на документ, лежащий на столе, листы располагают поближе к экрану, чтобы не совершать постоянных движений головой или глазами (а еще лучше приобрести подставку для документов).
- Освещение обустраивают так, чтобы на экран не попадали блики. Они мешают восприятию информации, заставляют напрягать зрение, менять положение корпуса – все это требует излишнего напряжения сил и приводит к усталости. Если за спиной работника офиса расположено окно, его затеняют шторами или жалюзи. В качестве искусственного освещения используют лампы типа ЛБ на 300–500 люкс.
- Стол. Его габариты обеспечивают комфортное пользование компьютером. Высоту выбирают такую, чтобы верх монитора был на уровне глаз; глубина должна обеспечивать нормативную удаленность от экрана; ширина зависит от набора периферийных устройств. Чем массивнее стол, тем лучше он гасит вибрацию.
- Стул. В идеале – крутящаяся модель с регулируемой высотой, подлокотниками, полумягким сиденьем.
- Клавиатура. Ее, как и мышку, располагают на столе или специальной выдвижной поверхности, приблизительно на уровне локтя. При этом предплечья должны быть расслаблены, свободно свисать по бокам. Чтобы не делать резких наклонов головы вперед, клавиатуру устанавливают под наклоном от 0 до 15°.
Установка мониторов для системы наблюдения
Охрана и руководство деятельностью предприятия, учреждения или магазина в наши дни нередко осуществляется с использованием видеонаблюдения.
Для этой цели оптимальным будет являться использование специальных мониторов с профессиональными разъемами BNC или RCA.
Другой важной особенностью является работа одного дисплея на несколько камер, каждая из которых находится в определенной зоне и затем транслирует свое изображение (видеополе). Считается, что для эффективного наблюдения на дисплее должно быть максимально 20–24 поля.
Исходя из их нужного количества, рассчитывают диагональ видеоприбора, а в зависимости от нее определяют расстояние от экрана до глаз охранника. Правильные соотношения всех трех параметров приведены в таблице 2.
Как правильно сидеть за столом
Сидячий образ жизни и его последствия – одна из важных проблем современности. Причём это касается как взрослых, так и детей. Взрослые большую часть времени сидят в офисах, дети – в школе и дома при выполнении домашнего задания, и все они вместе – за компьютерами. Сидение само по себе приносит много вреда, а если ещё и не соблюдать правила посадки за столом, то последствия для здоровья могут быть очень негативными. Нарушение осанки, болезни позвоночника приводят в итоге к нарушению работы внутренних органов и негативному влиянию на организм в целом.
Как правильно сидеть за столом при письме
Если вы вынуждены долгое время сохранять сидячее положение тела, необходимо соблюдать определённые правила посадки. Это касается постановки осанки, а также расположения рук и ног.
Справка: люди с проблемами позвоночника часто болеют пневмонией, бронхитом, гастритом. У них могут быть запоры и вздутие живота. Головная боль и нарушения зрения – постоянные спутники неправильной посадки.
Постановка осанки
Сидя за столом, нельзя чрезмерно наклоняться вперёд или назад. Спина всегда должна быть прямой. При наклоне вперёд вес верхней части туловища увеличивается, а это создаёт дополнительную нагрузку на поясницу. Если тело отклоняется назад, испытывают повышенное напряжение мышцы шеи. Отклонение позвоночника от вертикального положения приводит также к неправильному положению рук.
Спина сидящего за столом человека всегда должна быть ровной, она должна прикасаться к спинке стула, как бы опираясь на неё. Идеально, если на стуле есть специальный выступ – так называемая опора для поясницы — и подголовник. И ещё одно важное правило: между грудью и столом должно оставаться расстояние. Не стоит сидеть вплотную к столу, а тем более наваливаться на него.
Постановка рук. Основное правило – локти должны полностью лежать на столе. Это уменьшает напряжение кистей рук и предупреждает боли в запястье.
Как должны располагаться ноги. При постановке ног следует соблюдать принцип прямого угла: угол между телом и бёдрами, а также между бёдрами и коленями должен составлять приблизительно 90 градусов. Ноги должны полностью касаться пола. Голени должны располагаться вертикально, а бёдра – горизонтально по отношению к полу. Лучше не класть ногу на ногу и не поджимать их под себя, так как это приводит к нарушению кровообращения.
Критерии мебели для письма для правильной посадки
Очень сложно занять комфортное положение за столом, если стул и стол подобраны неправильно. Правильная, удобная мебель способна снять с позвоночника большую часть нагрузки.
Высота стола и стула
Правильную посадку могут обеспечить только регулируемые стол и стул. Это значит, что высота мебели должна корректироваться в соответствии с ростом человека. Особенно это важно для детей, рост которых может изменяться достаточно быстро. Высоту стула нужно отрегулировать таким образом, чтобы сиденье находилось точно под коленями. Глубина сиденья должна быть такой, чтобы бёдра не касались его переднего края. Спинка стула должна быть плотно приближена к спине и выступать в качестве её опоры.
Чтобы определить высоту стола, можно воспользоваться следующим правилом: локоть опущенной руки человека, сидящего за столом, должен быть ниже столешницы на 5–6 сантиметров.
Наклонность стола
Регулировка угла наклона столешницы важна для того, чтобы тетрадь или книга находились на правильном расстоянии от глаз. Недопустимо приближаться к столешнице, наклоняя при этом спину. Такое положение неизбежно ведёт к сутулости и болям в спине. При чтении угол наклона должен быть равен приблизительно 30 градусам, при письме – 15. Во время рисования угол наклона стола может быть нулевым или равняться 5 градусам.
Важно: правильная посадка способствует хорошему кровообращению, что, в свою очередь, уменьшает усталость и увеличивает работоспособность. Если вы вынуждены долго сидеть, перерывы на движение необходимо делать каждые полчаса.
Как правильно сидеть за столом во время еды
Столовый этикет практически полностью соответствует правилам удобной, с точки зрения здоровья, посадки. Во время еды нужно сидеть прямо, не наклоняя спину над тарелкой. Можно немного облокотиться на спинку стула. Необходимо подносить ложку или вилку ко рту, а не тянуться ртом к столовым приборам. Это также будет профилактикой сколиоза и застойных явлений в области шеи. Согнутые в локтях руки следует держать близко возле туловища. Не стоит садиться на всё сиденье, нужно занять только его небольшую часть.
Как выработать привычку правильно сидеть за столом
Если вы уже привыкли неправильно сидеть за столом, исправить ситуацию будет достаточно сложно. Сначала может казаться, что спина в правильном положении, наоборот, начинает болеть. Это связано с тем, что в вашем мозге уже закрепилась информация о том, в каком положении должно находиться тело в положении сидя, и он воспринимает эту информацию как правильную. Переучивание должно происходить постепенно.
- Для начала необходимо найти и зафиксировать на пару минут правильную посадку за столом.
- Основа всего – правильное положение таза на стуле. Нужно занять удобное положение, равномерно распределяя вес на седалищных буграх.
- Спина должна располагаться прямо, ноги – под прямым углом.
- Положение тела должно быть для вас комфортным. Нужно постараться запомнить его и оставаться в этом положении непродолжительное время.
Чтобы помочь телу привыкнуть к правильному положению, целесообразно использовать стул с поддержкой для спины. Существуют также специальные валики и накладки на стул, предназначение которых – обеспечить хорошую поддержку поясницы и разгрузить позвоночник.
Какое расстояние от монитора до глаз должно быть
Во время использования компьютера оказывается усиленное воздействие на органы зрения.
Глаза становятся перенапряженными, повышается риск спазма аккомодации.
Это связано со многими факторами, которые можно снизить или полностью устранить, соблюдая ряд важных правил. Необходимо использовать верное расстояние от компьютера до глаз, чтобы свечение от монитора меньше воздействовало на органы зрения.
Таблица расстояния в зависимости от диагонали экрана
Используя электронные гаджеты, человек не подозревает о том, что необходимо соблюдать минимальное расстояние до них . Этот параметр зависит от диагонали экрана. Например, если человек использует телефон, его можно приближать к глазам. Если же это широкоэкранный формат, человек, который подойдет близко к монитору, рискует своими органами зрения.
В результате офтальмологами разработана таблица, в которой рассчитано минимальное расстояние.
Диагональ монитора, дюймы | Рекомендуемое расстояние от глаз до монитора, при котором органы зрения не пострадают, см |
---|---|
14 | 63 |
15 | 68 |
16 | 72 |
17 | 81 |
18 | 86 |
19 | 90 |
20 | 95 |
21 | 99 |
22 | 103 |
23 | 107 |
24 | 110 |
25 | 115 |
26 | 119 |
27 | 124 |
28 | 130 |
29 | 135 |
30 | 139 |
31 | 143 |
32 | 145 |
33 | 148 |
Необходимое расстояние до монитора растет постепенно. Если существует погрешность в несколько сантиметров, это не означает, что зрение будет снижаться.
Правильное положение за компьютером
Во время использования компьютера необходимо соблюдать ряд важных правил, чтобы предупредить множество негативных состояний:
- сидеть нужно ровно, на стуле со спинкой, в случае, если человек устанет, можно облокотиться на нее;
- шея и спина прямые, это препятствует образованию сутулости и остеохондроза;
- стул должен быть придвинут к столу, на котором находится компьютер, человек не должен нагибаться, чтобы достать до него;
- рекомендуется подбирать не обычный стул, а специальный рабочий с мягкой спинкой;
- голова держится прямо, глаза напрямую смотрят на монитор компьютера, при этом нет необходимости выгибаться, смотреть вверх или, наоборот, вниз;
- стол должен быть наподобие рабочего или кухонного, нельзя использовать высокие стойки или низкие парты, в первом случае человеку придется поднимать голову, а во втором – сгибаться над компьютером;
- ноги должны быть опущены на пол, чтобы соблюдалось нормальное кровообращение во всем теле;
- во время печатания текста нет необходимости нагибаться над клавиатурой, можно подвинуть ее или весь ноутбук, чтобы не пришлось сгибать плечи;
- чтобы дать себе разминку, можно периодически вставать и ходить, концентрировать взгляд на дальних предметах.
При соблюдении этих правил риск снижения остроты зрения и повышенной нагрузки на глаза не устранится, а только снизится.
Качественный и правильно настроенный монитор
Чтобы сохранить функцию органов зрения, необходимо не только правильно сидеть перед компьютером, сам аппарат должен быть настроен. Монитор не должен быть слишком бледным, но и не ярким . Его освещенность должна быть пропорционально искусственному или дневному освещению в помещении.
На экране не должно быть бликов, которые бы затрудняли просмотр изображений.
Экран монитора должен быть параллелен телу человека. Но не должен быть наклонен назад или вперед, так человеку понадобится изменить положение тела, что не рекомендуется.
Рекомендуется подбирать параметры для монитора согласно необходимости его применения. Если человек ежедневно работает на нем или учится, он должен быть небольшим. Чем больше будет монитор, тем дальше необходимо от него садится. Поэтому для постоянной работы применимы маленькие экраны.
Полезное видео
Санитарные требования к размерам школьной мебели
Рост ребенка (мм)
Высота стула (мм)
Первый звонок, первое сентября, первый раз в первый класс» – этот день остается в памяти каждого на всю жизнь. Когда ребенок приходит в школу, знакомится с одноклассниками, видит детские парты, уютный класс, у него появляется желание учиться, узнавать много нового и интересного. Детские парты некоторые родителя приобретают еще за несколько лет до школы. Ребенок приучается правильно сидеть, формируется осанка, и незаметно для самого себя малыш приучается к будущей школьной дисциплине. Подвижным и неусидчивым детям трудно усидеть на одном месте даже полчаса. Попадая в школу, у такого ребенка может проявляться нервозность и раздражительность, по этой причине учителя и психологи рекомендуют покупать детские парты и приучать детей читать, рисовать, писать, сидя за своей первой партой.
Больше половины детей выходят из стен школы с нарушениями осанки и проблемами, связанными с позвоночником. Подчас у учителя не хватает времени контролировать осанку каждого ребенка, дети привыкают сидеть неправильно, а переучиваться в более сознательном возрасте крайне сложно. Поэтому необходимо с раннего детства учить ребенка правильно сидеть за партой. В помощь родителям производятся детские парты, разработанные при участии врачей. Их особенность в том, что они помогают поддерживать ребенку правильную осанку. Дети растут очень быстро, и родителям необходимо выбирать парту, учитывая возраст, рост и вес ребенка. Современные детские парты в большинстве своем имеют детали, позволяющие регулировать высоту сиденья, угол наклона и высоту крышки стола, такие особенности позволяют создать комфортные условия для малыша с учетом всех его индивидуальных анатомических особенностей.
Правильно подобранные детские парты позволяют повысить работоспособность детей, усидчивость, проявлять больший интерес к заданиям. Следует также отметить, что у многих детей во время учебы может ухудшаться зрение. Это происходит потому, что ребенок сидит в неправильном положении, сильно наклоняется, чтобы сфокусировать взгляд. Детские парты проектируются с учетом всех эргономических показателей и позволяют исправить положение сидение. Это поможет снизить утомляемость глаз и обеспечить оптимальный зрительный комфорт. Применение детских парт в некоторых случаях даже помогает вылечить детей от ранних стадий косоглазия и близорукости.
Детские парты должны иметь конструктивные особенности, которые позволят гармонично развиваться опорно-двигательному аппарату, будут снимать мышечное напряжение, улучшат зрение, предотвратят развитие сколиоза, снизят утомляемость, повысят усидчивость и трудоспособность. Детские парты изготавливают с учетом передовых технологий, их поверхность покрывается износоустойчивыми материалами. Спинка и сиденье парты сделаны из высокопрочных материалов, с возможностью регулировки под анатомические особенности организма маленького человека, что немаловажно для профилактики целого ряда заболеваний. Металлический каркас детской парты имеет высокую прочность, надежность и безопасность, соединительные узлы обеспечивают возможность легкой регулировки по ростовым, возрастным и весовым группам.
Многие учителя сейчас не сильно озабочены правильным физическим развитием своих учеников, детям не рассказывают о гигиене школьника, о том, как правильно сидеть за детской партой, это стало обязанностью родителей. Если спросить нынешнего школьника, как правильно сидеть за партой, он даже не поймет суть вопроса, сел за парту и все. В то время как многие родители еще помнят правило, рассказанное первой учительницей, правило «пяти точек»: за детской партой нужно сидеть, опираясь на обе руки, обе ноги и попу. Голова не должна сильно опускаться, от кончика носа до тетради должно быть расстояние, равное тридцати пяти сантиметрам, грудь находится от края стола не менее чем на пять сантиметров. Детские парты в обязательном порядке имеют перекладину для ног, опираясь на которую у ребенка снижается нагрузка на спину.
В современных школах и дошкольных учреждениях не часто удается встретить детские парты, спроектированные по всем законам эргономики. Администрация прилагает максимум усилий для экономии средств, а многие производители, как это не прискорбно, с готовностью идут на встречу путем упрощения конструкций детских парт, школьных столов, стульев и прочей мебели. Такой подход позволяет снизить финансовые затраты, но имеет крайне негативные последствия для развития и здоровья детей.
К домашнему уголку маленького школьника предъявляются такие же не маловажные требования. Ребенок много времени проводит в сидячем положении: делает домашние задания, читает книги, рисует. Производители мебели для детских комнат делают упор на красоту, яркие рисунки на обивке стульев и диванов, столы и кровати необычной формы, но родители должны обращать внимание совсем не на элементы дизайна. Первоначальным и наиважнейшим фактором является технические особенности спального места, игрового уголка и детской парты. Прислушайтесь к советам специалистов по эргономике и врачам-ортопедам. Также необходимо учитывать, что помещение, где ребенок живет или обучается, должно хорошо проветриваться, иметь комфортную температуру воздуха и достаточную освещенность. В домашних детских комнатах рекомендуется ставить детские парты возле окна, так чтобы световые лучи падали слева. Здоровый и счастливый ребенок – это то, к чему стремятся все родители, если же ребенок столкнулся с проблемами ухудшения здоровья, осанки, родители обязаны принять меры и сделать все возможное для восстановления его здоровья. Покупка детской парты поможет избавиться от многих проблем, при этом стоит учитывать, что приложенные усилия будут небольшими
Как вы думаете, сколько времени проводит ваш ребенок в школе за партой? Примерно 10 часов в день! Что может помочь ребенку избежать утомляемости? Регулировки стула обеспечивают удобную посадку независимо от роста. Изменение угла наклона столешницы парты позволяет разгрузить позвоночник и уменьшить мышечную нагрузку..
В нашем ассортименте также имеются стулья и кресла для правильной посадки, и тумбы для организации рабочего пространства школьника
Профессор С. М. Громбах указывает, что «наличие достаточного числа точек опоры и есть первое условие правильной посадки». При правильной посадке ноги полной ступнёй опираются на пол или на подножку парты, образуют в тазобедренном и коленных суставах прямые или слегка тупые углы (100 – 110°). Школьник должен полностью занимать скамью стула, так чтобы 2/3 – 3/4 длины бедра располагалось на скамье, а поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены, но не более чем на 15-20°. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30 см. Обратите внимание, чтобы между грудью и краем стола было свободное пространство.
Школьник, сидящий за партой, в сущности, неподвижен. С этим связано статическое напряжение мускулатуры. Если ребенок наваливается грудью или животом на край стола, то происходит сдавливание внутренних органов и крупных кровеносных сосудов, находящихся в грудной и брюшной полости. Неестественное положение туловища ведет к неправильному развитию опорно-двигательного аппарата и в первую очередь позвоночника, способствует его искривлению. Близкое расстояние от глаз до рабочей поверхности ведет к напряжению зрения, способствует развитию близорукости.
Костная система в молодом возрасте существенно отличается от костной системы взрослых большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Поэтому они менее крепки и тверды, а более гибки и эластичны (легко поддаются искривлению). Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам, особенно поздно формируются кости стопы и кисти. Следовательно, в течение всего школьного периода костная система у учащихся остается еще не сформированной.
Неправильная осанка ухудшает фигуру, общий облик, походку и делает человека малопривлекательным. В народе говорят: без осанки конь – корова. И совершенно справедливо. Никакое симпатичное лицо, модная броская одежда или самая современная прическа не спасут, если у Вас плохая осанка и нескладная походка. Причем при плохой осанке не бывает правильной походки. Человек с плохой осанкой производит впечатление усталого, согнувшегося под непосильным бременем жизни. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Если хотите выглядеть привлекательно, не забывайте о спине. Пожилой стройный человек смотрится приятнее молодого, у которого спина выгнута колесом и шаркающая походка. Очень портит внешний облик (особенно девушек) привычка размахивать руками, “раскачивать бедрами”, стоять широко расставив ноги, подбоченясь. Самая скромная одежда прекрасно выглядит, если у Вас высокого поднята голова, прямая спина и легкая походка. Правильная осанка делает фигуру человека стройной и красивой
Неправильные осанка и походка вредно сказываются на работе органов и систем всего организма. Так, при неправильном положении тела, грудная клетка постепенно суживается и становится плоской. Углы лопаток начинают торчать в стороны. Нередко вслед за этим искривляется позвоночник. Позвоночник здорового человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе кпереди, в грудном и крестцовом кзади. Они образуются по мере роста организма, особенно после того, как ребенок научится стоять и ходить. Эти физиологические изгибы смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении на ноги и др.). Искривления позвоночника являются патологическим состоянием. Они бывают трех видов: кпереди (лордоз), кзади (кифоз) и боковое (сколиоз), которое в норме не встречается. В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза возникает кифоз и наоборот. Все это затрудняет работу сердца, уменьшает жизненную емкость легких. Ухудшается деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения и т.д. Что в свою очередь приводит к быстрому утомлению, головокружениям и частым головным болям. Ухудшается аппетит, снижается работоспособность, учиться и работать становится труднее. Умение правильно держать свое тело не только делает фигуру стройной и красивой, но имеет большое значение для здоровья. У людей с хорошей осанкой внутренние органы находятся в правильном положении. Сердце, легкие, печень, желудок, кишечник, органы малого таза и др. работают в нормальных условиях (хорошо снабжаются кислородом и кровью), движения выполняются свободно, без излишнего напряжения. Искривления позвоночника могут развиться, вследствие перенесенного в раннем детстве рахита, в результате травмы позвоночника.
В данной ситуации признаками неправильной посадки за партой являются: опущенная голова, пригнувшееся к парте тело, опущенные под парту руки и вытянутые ноги. И как следствие этого – усталость в плечах и спине и головная боль. Важным условием нормального развития костно-мышечной системы учащихся подростков является правильная посадка во время учебных занятий в школе и дома за партой, письменным столом, компьютером, но чаще всего, в детском и подростковом возрасте из-за плохой осанки.
Сидеть надо прямо, слегка наклонив голову вперед, спина опирается на спинку скамьи на уровне поясницы, оба плеча находятся на одном уровне (параллельно краю стола), предплечья свободно лежат на столе, туловище не упирается в передний край стола – между ними остается свободное пространство в 3-4 см; бедра почти полностью (не менее 2/3) лежат на сиденье, ноги в коленном суставе согнуты под прямым или тупым углом и опираются – всей стопой на пол или подножку. При этом тело имеет несколько точек опоры (стол, сиденье, его спинка, пол или подножка) и статическое напряжение мышц, необходимое для удержания туловища в вертикальном положении, уменьшается, а значит, уменьшается и утомляемость. Проверить правильность своей посадки можно самому. Так, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула. Расстояние от глаз до книги или тетради определяется рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска.