Особенности психического развития детей с нарушениями зрения - Zeniza.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Особенности психического развития детей с нарушениями зрения

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
консультация на тему

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
mannanova_z.m.-statya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Маннанова З.М., педагог-психолог

ГБОУ Белебеевская специальная

школа – сад № 37 «Ягодка» IV вида

Нарушение зрительных функций вызывает ряд отклонений в психическом развитии ребенка. Сложности его развития заключаются в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии.

Нарушение зрения у детей дошкольного возраста затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности.

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недостаточностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка. Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, игре, овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. (1,3)

Необходимо иметь в виду, что дети со зрительной депривацией оказываются в стрессовых ситуациях значительно чаще, чем их нормально видящие сверстники. Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства. На это указывали отечественные тифлопсихологи, отмечавшие, что среди слабовидящих можно встретить людей, обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим имеющих такие качества характера, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Однако, при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности, происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок, и ребенок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Некоторые особенности психических процессов

у детей с нарушением зрения

Особенности внимания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Из-за недостаточности зрительных функций у детей дошкольного возраста часто нарушено непроизвольное внимание. Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. нецеленаправленности, резкому переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому, у детей с нарушениями зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

Особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Рассматривая специфические особенности памяти у детей с нарушениями зрения, дошкольного возраста, специалисты отмечают, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушениями зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемым им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти, проявляется слабость сохранности зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у детей с нарушениями зрения достаточно высокий. Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован образ воспринимаемого объекта, ранее. Слабовидящим свойственно отставание от нормально видящих сверстников в правильности узнавания, специфичности восприятия, для них характерно достаточно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания, способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание слабовидящими детьми точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как нормально видящим сверстникам — 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени, например каникулярный период, между подкреплениями, отрицательно сказывается на их представлениях, что проявляется в снижении уровня адекватности образов восприятия.

Особенности восприятия . Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека предметов, окружающего мира в целом, в совокупности свойств. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на полноте, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих детей доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Нарушения зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Исследования специалистов в этой области показали идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими детьми определенной суммы знаний, умений и навыков.

Особенности мышления. Мышление – это обобщение и опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях, отношениях. Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушениями зрения, проходят те же стадии в развитии мышления, и примерно, в том же возрасте могут решать задачи, не опираясь на зрительное восприятие. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушениями зрения сужены понятия об окружающем мире, суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих детей отмечается преобладание словесно-логического и наглядно-образного мышления. Специфическое развитие ребенка, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и позитивные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности к определенному вторичному нарушению развития. (2)

Обобщая выше сказанное, следует отметить, что психическое развитие детей с нарушениями зрения носит специфический характер и несколько отличается от темпа развития нормально видящих сверстников. Опираясь на мнение специалистов можно сделать вывод, что дети с депривацией зрения нуждаются в профилактической и коррекционной работе, направленной на нормализацию психических процессов. Эта работа должна предусматривать комплексный характер, т.е. оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия для его жизнедеятельности и развития.

1.Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.- 204 с.

2.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. – 143 с.

3.Петров В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.

4.Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.

Консультация для педагогов-дефектологов «Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения»

Елена Великанова
Консультация для педагогов-дефектологов «Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения»

Особенности психических процессов у детей с нарушением зрения

Особенности внимания. Внимание-это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности. Из-за недостатка зрения у детей часто нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. не-целенаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей и поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников. Однако А. Г. Литвак утверждает, что внимание слабовидящих подчиняется тем же законам, что и у нормально видящих и может достигать того же уровня развития. Воспитание внимания и формирование внимательности осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе.

Особенности памяти. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации.

Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, Литвак А. Г. (1998, отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов – возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала, по мнению автора, объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания слабовидящих детей имеют вторичный характер, т. е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-логической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов, быстрый распад зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объём кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Исследователи отмечают, что образы памяти слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для слабовидящих играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному.

Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Т. П. Головина (1989) отмечает у слабовидящих отставание от нормально видящих в отношении правильности узнавания, специфичности восприятия, для них свойственно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально видящих — 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нор-мально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени (каникулярный период) между подкреплениями отрицательно сказываются на их представлениях, что проявляется в снижении уровня адекватности образов восприятия. В процессе специального обучения дети с недостаточностью зрения овладевают навыками осязательно-зрительного и зрительного узнавания, а иногда используется неспецифичность узнавания – по второстепенным, несущественным признакам (например: по звуку, характерному для данного предмета, запаху, теплопроводимости и т. д.). Тип и вид памяти зависит от доминирующего характера деятельности и содержания материала. Поэтому приобщение учащихся с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти (А. Г. Литвак, 1998).

Особенности восприятия. Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека предметов, окружающего мира в целом, в совокупности свойств. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. Если в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия, то у слабовидящих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объём внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно – два движения или отдельные элементы движений.

Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Исследования Ю. А. Кулагина (1969) показали идентичность нервных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими определенной суммы знаний, умений и навыков.

Особенности мышления. Мышление – это обобщение и опосредованное отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях, отношениях.

Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушением зрения, проходят те же стадии в развитии мышления и примерно в том же возрасте, и могут решать задачи, не опираясь на зрительные восприятия. При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются как у нормально видящих сверстников. Однако наблюдаются некоторые отличия. У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов, суждения и умозак-лючения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены. У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление. У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления.

Специфическое развитие ребенка с проблемами развития, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. В процессе аномального развития проявляются не только негативные стороны, но и позитивные возможности ребенка. Они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному нарушению развития.

Дидактические игры в развитии психических процессов дошкольников Дидактические игры в развитии психических процессов дошкольников. Память. «Что купили на базаре?». Цель: Закрепить знания детей об овощах.

Использование наглядного моделирования в коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. (1 слайд) Использование наглядного моделирования при коррекции фонематических нарушений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога-психолога ДОУ «Развитие психических процессов у детей» Цель: развитие психических познавательных процессов у ребенка среднего возраста. Задачи: развивать целенаправленное внимание; слуховую память;.

Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов» Консультация для воспитателей «Особенности восприятия детьми с нарушением зрения величины предметов».Отражение величины как пространственного.

Особенности работы с родителями детей с нарушением зрения Изучением особенностей развития детей с нарушение зрения занимается наука тифлопедагогика – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы.

Развитие психических процессов посредством игр и упражнений. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности во всей его практической деятельности. Наиболее полно.

Рабочая программа по развитию психических познавательных процессов у детей 4–5 лет «Познай себя» Пояснительная записка. В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного.

Педсовет для педагогов «Результаты мониторинга уровня развития психических процессов детей 4–5 лет» Социально – личностное развитие. * Формируется самооценка, очень важно положительное отношение взрослого к ребенку. * Появляется способность.

Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа) Тренажёры для развития остроты зрения детей с нарушением зрения (средняя группа).Отражение действительности посредством зрительного анализатора.

«Весна». Занятие по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста ЗАНЯТИЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Возраст Старший дошкольный возраст Тема «Весна» Программное содержание Коррекционно – образовательные.

Особенности психического развития детей с нарушениями зрения

Способность видеть окружающий мир называется зрением. Этой способностью обладает подавляющее большинство живых организмов. Наибольшее количество впечатлений об окружающем мире человек получает именно за счет зрения. (Около 80% информации). При помощи зрения:

– Формируются представления о реально существующих предметах и явлениях, являющиеся базой для формирования понятий.

– Происходит ориентировка в пространстве

– Воспринимается изобразительное искусство, архитектура.

– Воспринимаются изменения в природе.

– Происходит развитие двигательной сферы (за счет зрительного контроля).

– Вырабатывается навык письма (за счет выработки координации рука – глаз).

Нарушения зрения приводят к значительным затруднениям в познании окружающей действительности, т.е. к аномальному развитию ребенка. Виды нарушений зрения могут быть разными. Они различаются как по времени приобретения, так и по степени выраженности. По степени выраженности дети с нарушением зрения подразделяются на слепых и слабовидящих.

Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками); а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10-15 градусов) и остротой зрения до 0,08. Лица, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения на оба глаза, называются тотально слепыми. Те, у которых есть светоощущение или остаточное зрение, называются практически слепыми.

Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций: нарушения свето- и цветоощущения, бинокулярного и периферического зрения.

Острота зрения человека определяется по специальной таблице. Способность видеть буквы 10-й строки на расстоянии 5метров равна 1,0. Соответственно, в том случае, если человек видит только 9-ую строку, то его зрение – 0,9 и т.д. Если человек не видит даже первой строки, т.е. его зрение ниже 0,1, то для диагностики используют счет пальцев, постепенно приближая их к лицу обследуемого. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5м, обладает остротой зрения 0,09; 2м – 0,04; 1м – 0,02; 0,5м – 0,01; 30см. – 0,005. Острота зрения, когда человек видит только свет, называется светоощущением. И только, если человек не отличает свет от темноты, острота его зрения – 0.

Нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация обусловлена тем, что время утраты зрения имеет очень большое значение для дальнейшего развития ребенка. Например, слепорожденные дети не имеют зрительных образов в памяти, которыми располагают ослепшие.

Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем больше заметны отклонения в психическом развитии ребенка. При врожденной форме заболевания ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений.

В связи с этим правомерным является вопрос, каким же образом у слепых пополняется информация о внешнем мире. За счет, каких анализаторов это происходит, и являются ли они более совершенными, чем у зрячих людей?

Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений: прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и т.д. Оно помогает определять форму, размеры объекта, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистых, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие учатся «видеть» руками и пальцами.

Наряду с осязанием, большую роль в развитии слепых и слабовидящих, играет слуховое восприятие и речь. Реакция на звук, которая появляется у всех детей в младенчестве, у слепого ребенка не затухает. Звук для незрячего ребенка становится основным фактором ориентировки в окружающем. Со временем слуховое восприятие становится все более дифференцированным. Голосовые реакции, появляющиеся у ребенка при знакомстве с предметами, постепенно переходят в средства общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адекватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное отношение к этому.

Ориентируясь на воспринимаемый звук, слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Они тоньше различают тихие звуки (шелест страниц, листьев, складок одежды, звук дыхания и т.д.) и составляют на их основе картину представлений о мире. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проводятся специальные упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля.

Обоняние слепых более дифференцированное, чем обоняние зрячих. Каждый человек для незрячего является, прежде всего, носителем запаха. Любая профессия имеет свой запах. Имеет свой запах одежда, окружающие слепого вещи.

Часто у слепых детей наблюдаются некоторые особенности моторики. У них позже, чем у зрячих детей, развиваются статические функции. Формируется гипокинезия. На фоне гипокинезии иногда возникают стереотипные движения в виде ритмических подергиваний головы, туловища, рук, «трепетание рук», трение глаз, маятникообразные движения. Иногда наблюдаются частые надавливания на глаза в возрасте около года, которые потом переходят в навязчивые круговые движения головой, уменьшающиеся в пубертатном возрасте. При этом у детей отсутствует мимика. Их походка неуклюжа. Все эти особенности обусловлены как гипокинезией, так и отсутствием возможности подражать действиям окружающих.

Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих дошкольников возникают трудности в игре, обусловленные не только отсутствием представлений об окружающем, но и недостатками произвольности, незрелостью эмоциональной регуляции. Незрячие школьники не умеют выстраивать продуктивные отношения со сверстниками. У взрослых слепых возникают затруднения при овладении профессиональной деятельностью. В зрелом возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают также бытовые проблемы, что вызывает у них сложные переживания и негативные реакции. Иногда развиваются отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящая в агрессивность.

Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем, нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных компонентов познания проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления (даже базовые понятия зачастую формируются в речи, контекстно, без участия органов чувств).

В норме развитие словесно-логического мышления происходит на основе наглядно-действенного и наглядно-образного. У слепого: вместо игры в дошкольном возрасте – стереотипные повторяющиеся движения, сопровождаемые неадекватно высоким уровнем оречевления. В дальнейшем этот разрыв увеличивается, если с ребенком не проводится специальная работа.

Успешность дальнейшего развития детей с нарушениями зрения зависит от того, на каком уровне они сумеют овладеть наглядно-образными представлениями, насколько смогут развить пространственное мышление, пространственную ориентировку.

Если слепой ребенок находится дома, то родители должны регулярно получать консультации у специалистов: офтальмологов, тифлопедагогов, психологов.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать свои действия, это позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. Важно в семье создать условия, соответствующие возможностям незрячего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима отрицательно сказывается на формировании личности слепого.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения являются государственными и принимают детей, начиная с 2-3 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, восстановление (если это возможно) и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе. Существуют детские сады для слепых детей, для слабовидящих детей, а также дошкольные учреждения для детей с косоглазием и амблиопией. Педагогическая работа в таком детском саду исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основании которых разрабатываются специальные программы.

Кроме образовательной составляющей, работа в дошкольных учреждениях для данной категории детей направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.

В специальном детском саду дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У тех детей, зрение которых относительно сохранно, развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Таким образом дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования.

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

– В учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности.

– В модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения.

– В дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп.

– В применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники.

– В специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы.

– В усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

При обучении слепых детей используются специальные средства. Это, прежде всего, разнообразная литература, напечатанная по системе Брайля (т.е. специальным рельефно-точечным шрифтом). Все книги, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, содержащие и рельефную и цветную печать.

В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. Для этого используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы работы.

Для незрячих людей разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для самостоятельного передвижения, приборы для ручного письма по системе Брайля. Разработаны специальные клавиатуры для незрячих программистов ЭВМ. Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования.

Выпускаются говорящие книги, а также специальные устройства для их прослушивания.

В целях улучшения физической подготовки слепых используются специальные тренажеры, звуковые мишени, звучащие мячи и т.д.

Незрячими были: греческие философы – Демокрит и Диодот, выдающиеся математики – Дидим, Н.Саундерсон, Д.Гофф, историки – Ауфидий, О.Тьерри, В.Пресскот, энтомолог Ф.Губер, тифлолог Л.Брайль, русский филолог профессор А.М.Щербина. Также есть незрячие и среди украинских ученых.

Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих ведется в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культуры, а также в медицинских училищах, выпускающих массажистов.

В вузах незрячие и слабовидящие студенты могут обучаться по специальностям: правоведение, родной язык и литература, история, философия экономика, математика, прикладная математика, народные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Вспомните, какие причины могут приводить к нарушениям зрения. Сравните роль эндогенных и экзогенных факторов в возникновении нарушений зрения.

2. Назовите, какие нарушения зрения, помимо его тотального отсутствия, относят к практической слепоте.

3. Какие дети считаются слабовидящими, какова острота их зрения? При каких условиях слабовидящие дети могут обучаться в общеобразовательной школе?

4. Какую роль играет слух в развитии слепого ребенка? Помогает ли слух компенсировать нарушение зрения слабовидящему человеку?

5. Какую роль играет обоняние и осязание в познавательной деятельности слепого человека? Почему осязание не может полностью заменить зрение?

6. Какими характерными чертами отличается мышление и речь слепого ребенка?

7. Каким образом слепые дети овладевают грамотой? Ознакомьтесь со шрифтом Брайля. Попытайтесь самостоятельно написать какое-либо слово, используя шрифт Брайля и специальные приспособления для письма, а потом прочитать его «вслепую».

8. Раскройте понятия «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация» применительно к слепым детям.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Критерии психического развития детей с нарушениями зрения

Особенности развития детей с нарушениями зрения изучали Б. И. Коваленко, М. И. Земцова, Ю. А. Кулагин, А. Г. Литвак, В. А. Феоктистова, Л. И. Плаксина, Т. П. Головина, Г. В. Никулина, В. М. Сорокин, Л. В. Фомичева, В. П. Ермаков, Л. И. Солнцева, Н. С. Костючек и многие другие.

Последствия нарушения зрения сказываются в первую очередь в области ощущений. Преобладание слуха и осязания у слепых приводит к перестройке межанализаторных связей, в процессе деятельности у них складывается тактильно-кинестетически-слуховое ядро сенсорной организации.

Нарушение работы зрительного анализатора вызывает существенные отклонения в развитии психических процессов ребенка, приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у слепых. При глубоких нарушениях зрения имеют место некоторые положительные изменения слуховой чувствительности, возникающие как следствие более активного участия слухового анализатора в деятельности при изменившихся условиях жизни. У слепых детей наблюдается повышение тактильной чувствительности на участках кожи, которые принимают активное участие в актах осязания (например, на ладонной поверхности пальцев рук). У слепых наблюдается повышенная способность дифференцировать термальные и болевые раздражители. Включение слепых в различные виды деятельности активизирует работу двигательного анализатора, причем отсутствие или серьезные ограничения функций зрения ведут к увеличению удельного веса мышечно-суставных ощущений в структуре чувственного отражения. При тотальной слепоте вестибулярный аппарат развивается при прочих равных условиях лучше, чем у нормально видящих. Немногочисленные исследования обонятельной и вкусовой чувствительности слепых показывают некоторое ее повышение в сравнении с нормой. Так же как и другие рассмотренные выше виды чувствительности, вкус и обоняние слепых обостряются в процессе деятельности.

Изменения в сфере ощущений неизбежно отражаются на следующем этапе чувственного познания – восприятии. У слабовидящих ведущим остается зрение, но скорость и правильность зрительного восприятия страдает, нарушается симультанность опознания признаков формы, размера и цвета, что приводит к низкой результативности выполнения задания, большому проценту ошибок и увеличению времени опознания объекта. Зрительное восприятие слабовидящих отличается снижением степени полноты, точности и скорости отображения. Образы восприятия схематичны, обеднены, иногда искажены и неадекватны действительности. В жизнедеятельности слепых роль слуха больше, чем у зрячих. В ходе постоянного использования слухового восприятия в различных видах деятельности повышается его абсолютная и различительная чувствительность (дифференциация звуков, локализация источников звука, определение направления звуковой волны). В процессе предметной, игровой, учебной, трудовой деятельности слепые используют больше осязание, которое является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слобовидения. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук (А. Г. Литвак, Л. И. Солнцева). И хотя полное возмещение утраченных функций невозможно, так как кожные и мышечно-суставные ощущения отражают не все признаки предметов, воспринимаемые зрительно, а осязательное полн ограничено зоной действия рук и восприятие протекает более длительно, чем зрительное, осязание дает слепому необходимые знания об окружающем мире и достаточно точно регулирует его взаимодействие со средой.

Зрительная депривация затрудняя, ограничивая либо полностью исключая зрительное восприятие, неизбежно отражается и на представлениях. Характерными особенностями детей данной категории являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности, вербализм (за словом нет образа), суженный круг представлений. Процесс формирования представлений у детей с нарушениями зрения протекает замедленно. Однако, направляя и организовывая процесс восприятия у детей с дефектами зрения, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно способствовать более полному и точному отражению объективной действительности, а следовательно коррекции и обогащению представлений.

Полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную основу, затрудняя и обедняя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности, что сказывается и на развитии других мыслительных операций (сравнении, обобщении, классификации, систематизации и т.д.). Это объясняется недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятствующих формированию целостного образа, в результоте чего страдают анализ, синтез, сравнение и дифференцировка. Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления – пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Развивая восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, возможно способствовать успешному развитию системы операций мыслительной деятельности детей с нарушениями зрения. Мышление в свою очередь оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, участвуя в осознании и обобщении образов. (А. Г. Литвак, В. М. Сорокин, Т. П. Головина).

В исследованиях отмечается и специфика процессов памяти детей с нарушениями зрения.: снижены объем, скорость и осмысленность запоминания; недостаточно полно и замедлено воспроизведение материала; быстрое забывание объясняется недостаточным количеством подкреплений, а также малой значимостью объекта для слепого ребенка.

Ограниченность зрительного восприятия отрицательно сказывается и на свойствах внимания: страдает объем, устойчивость и переключаемость.

Сужение сферы чувственного познания, обедняя восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении. Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Наиболее отчетливо это проявляется при врожденной абсолютной слепоте.

Упомянутые особенности психофизического развития детей данной категории сказываются и на речевом развитии. У детей с глубокими нарушениями зрения вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи обусловлены ее ранним недоразвитием: отсутствием необходимого запаса слов, нарушением понимания смысловой стороны слова, которое не соотносится со зрительным образом предмета, «вербализмом», эхолалией. Детям сложно удержать в речевой памяти развернутые высказывания и правильное грамматическое конструирование предложений. Отмечается значительная задержка развития ряда важнейших функций, которые имеют то или иное отношение к формированию речевой системы (праксис, гнозис, координация, пространственная ориентировка). На развитие психических процессов, в том числе и речи, огромное влияние оказывает качество речевого общения, микросоциальная среда. Л. С. Волкова выявила своеобразие в становлении речи детей с нарушениями зрения. Изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи. Страдают и невербальные средства общения. Речевые нарушения у детей с дефектом зрения многообразны, сложны по степени выраженности, структуре и затрагивают речь как целостную систему. Л. С. Волкова выделяет четыре уровня сформированности речи у этой категории детей:

-На первом уровне отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве речевой нормы.

-На втором уровне активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. В произношении – различные виды сигматизма, ротацизма, ламбдацизма. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков и фонематических представлений. Не сформирован фонематический анализ.

-На третьем уровне – экспрессивная речь отличается бедностью словаря. Низкий уровень соотнесенности слова и образа предмета и знания обобщающих понятий. связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двусловных предложений. Нет развернутых рассказов. Отмечаются множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформировано слуховое и произносительное различение звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.

-Для четвертого уровня характерна ограниченность экспрессивной речи. Имеются значительные нарушения в соотнесенности слова – образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Встречаются эхолалии. Страдает качественная сторона грамматического строя речи, слуховая дифференциация звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синте

Отмечается неблагополучие слепых и слабовидящих детей в эмоциональном отражении своих отношений с обществом. Слепые более сдержанны в проявлении своих эмоций, страдает внешнее проявление эмоциональных реакций. Одни и те же предметы могут вызывать у слепых отличный от зрячих эмоциональный отклик.

Нарушение зрения отрицательно сказывается на развитии двигательной сферы ребенка и формировании навыков ориентировки в пространстве. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности (игровой, учебной, трудовой, действий с предметами и т.д.). В специальной научно-педагогической литературе (Л. Н. Ростомашвили, В. А. Феоктистова, Л. И. Солнцева, А. К. Акимова и др.) имеются данные об особенностях физического развития детей со зрительной патологией. Известно, что при нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. У них происходят изменения физического плана и в развитии двигательных функций. Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании и овладении пространственными представлениями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений. Уровень физического развития детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5 %), росте (от 5 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного возраста отставание составляет до 4,7 см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита (ниже на 28,1%). У детей с патологией зрения отмечается нарушение координации движений. Слепые и слабовидящие испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Результаты прыжков в длину у мальчиков ниже результатов нормально видящих сверстников на 16-24%.

С возрастом показатели физического развития у детей с нарушенным зрением увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У слабовидящих отмечается наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития.

Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связано с продолжающимся ростом количества сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений в физическом развитии у детей с нарушенным зрением. По данным Е. И. Ливадо, А. К. Акимовой, Р. Н. Азаряна у слабовидящих плоскостопие встречается от 30 до 53,8%. Приблизительно 60% детей с нарушениями зрения относятся к специальной медицинской группе. Нередко дети с патологией зрения поступают в школу с уже стойкими дефектами осанки, усилением грудного кифоза, сколиозом. Наряду с нарушением опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями у детей с нарушениями зрения выявлено наиболее часто встречающееся заболевание – минимальная мозговая дисфункция (ММД). Наиболее характерны для ММД – неуклюжесть, неловкость, скованность в движениях, трудности в освоении письма, занятиях мелкой моторикой (уроки труда),двигательная расторможенность, суетливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и неорганизованность. Такие дети сталкиваются с непониманием со стороны сверстников, оказываются в эпицентре конфликтов. В результате они накапливают отрицательный опыт межличностных отношений. Необходимо направлять сверхактивность этих детей в русло продуктивных игр, физических упражнений, интересной деятельности.

Общение и социальные отношения для слепых, особенно для детей дошкольного возраста, являются проблемой, которая решается достаточно тяжело. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир, отсутствие любознательности, нерешительность, несамостоятельность и другие личностные проблемы. В ходе коррекционно-развивающего обучения и воспитания, активного включения детей с нарушениями зрения в различные виды деятельности происходит компенсация нарушенных функций и коррекция вторичных отклонений в психическом развитии и в становлении личности ребенка.

В основе развития двигательного аппарата тотально слепого или дошкольника с остаточным зрением, в основе умений ориентироваться в пространстве младшего школьника лежит игра. Игровая деятельность слепого ребенка как ведущая форма овладения пространством происходит на суженной сенсорной основе. Стимуляция игровой деятельности слепого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей их психического, физического и личностного развития. С помощью игры ребенок познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и обществе, а также получает определенные знания. Особенно важное значение для слепого ребенка имеет сюжетно-ролевая игра. Игра положительно влияет на развитие ребенка только в том случае, если окружающие взрослые принимают в этом активное участие в роли участника и творческого организатора. Это обусловлено тем, что дети с нарушением зрения не могут без помощи взрослого организовать игру: подобрать игрушки, выбрать сюжет, распределить роли, выполнить действия, характерные для определенного персонажа, развернуть полноценный сюжет.

В ходе коррекционно-развивающего обучения и воспитания, активного включения детей с нарушениями зрения в различные виды деятельности происходит компенсация нарушенных функций и коррекция вторичных отклонений в психическом развитии и в становлении личности ребенка.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения

8.3.1 Общая характеристика психического развития детей в условиях зрительной депрвации

«На новогоднем утреннике в специальном детском заведении для детей с отклонениями десятилетняя слепая Габи сказала громко и выразительно: «Дедушка Мороз, не уходи, пожалуйста. Я хочу тебя сначала увидеть!» Для нас это – естественный процесс, но для нее это было невыполнимо. Что же произойдет. Дед Мороз остановился. Габи вслепую пробралась сквозь ряд детей к нему. Затем она нагнулась, ощупывая его сапоги, тулуп, мешок с подарками, лицо и бороду. Проделав все это, девочка отошла в сторону и сказала: «Теперь я увидела Деда Мороза!» Все радовались вместе с ней. Однажды, за несколько лет до этого случая, девочка спросила: «Мама, почему я не могу видеть?» Мать умно ответила ей: «Большинство людей видят глазами, но некоторые – как и ты – видят пальцами рук». Так слепой ребенок научился ощупью распознавать окружающий мир» [16, с. 38].

Приведенный пример показывает, что дети с нарушениями зрения, а в данном случае это незрячий ребенок, воспринимают мир по-другому, используют другие способы познания по сравнению со зрячими людьми. У них происходит перестройка всей системы функций, с помощью которых осуществляется познание.Своеобразным становится и сам процесс психического развития детей с нарушениями зрения.

Психологические особенности детей с нарушениями зрения и процесс развития психики в условиях зрительной депривации изучался в работах А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной, С.М. Хорош, белорусских психологов З.Г. Ермолович, Д.Г. Дьякова, Т.И. Гаврилко и др.

Важнейшим механизмом в развитии ребенка с нарушениями зрения является компенсация. Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Возможность компенсации недостаточности зрения объясняется тем, что ребенок владеет несколькими различными способами выполнения одного и того же действия, разными способами решения стоящих перед ним задач. Компенсация предполагает использование слуха, осязания, обоняния, других органов чувств, а также речи для замены недостающего зрения. От того, насколько успешно будет произведена такая замена, зависит результат развития ребенка с нарушениями зрения. Л.С. Выготский в связи с этим писал: «Слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только дефект, минус, слабость, но и в каком-то смысле источник выявления способностей, плюс, сила» [4, с. 86].

Тем не менее, в развитии ребенка с нарушениями зрения остаются некоторые специфические особенности, в частности, особенности развития движений, развития речи, которые не удается полностью компенсировать в процессе его обучения и воспитания.

Рассмотрим общие особенности и закономерности развития ребенка с нарушениями зрения, установленные разными исследователями (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева). Говоря об этих закономерностях, мы предполагаем, что процессы компенсации у детей являются несовершенными, так как при полном и безусловном действии механизмов компенсации психологические особенностей детей не должны быть столь специфическими.

Для незрячих детейхарактерно снижение активности как двигательной, так и психической. Для них типична невыраженность ориентировочных реакций на стимулы окружающей среды, а двигательная активность тормозится из-за частых отрицательных подкреплений (падения, ушибы, травмы). У незрячих детей потребность во впечатлениях, которая является основой познавательной потребности, редуцирована из-за недостаточности внешней стимуляции. Незрячие дети имеют дело с ограниченным предметным пространством, у них снижены познавательные потребности, ограничены социальные контакты. В результате дети часто испытывают фрустрацию, у них наблюдается сниженное настроение, они склонны уходить в себя, у них преобладает подавленное, депрессивное состояние. У детей страдает внимание из-за резкого сокращения внешних стимулов, так как уменьшается количество зрительных объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, сужается объем внимания, а однообразие слуховых стимулов быстро утомляет. У незрячих детей формируется установка более тщательно следить за своими действиями, развивается произвольное внимание как результат необходимости воспринимать свойства предметов, имеющие второстепенное значение для зрячих.

В развитии речи словарный запас и грамматический строй речи обычно не страдает. Но возникает неизбежный разрыв между чувственным восприятием предметов и явлений и их обозначением с помощью слов, то есть между словом и образом. В результате типичным для детей является «вербализм», то есть использование слов и словесных выражений, не наполненных чувственной тканью. Как ребенок может понять, что такое высоко? При этом слово «высоко» он может употреблять, повторяя его вслед за взрослыми. Речь для детей все больше выполняет компенсаторную функцию, так как с помощью речи дети восполняют недостаток впечатлений и информации об окружающем.

Эмоциональное развитие детей страдает из-за сниженных возможностей опознания невербальных средств общения, что уменьшает возможности подражания другим людям, вызывает трудности в восприятии ситуативной речи, приводит к обеднению собственной экспрессии.

Для слабовидящих детей характерны нарушения в развитии зрительного восприятия, недоразвитие психомоторной сферы, запаздывание формирования основных движений, слабость предметных действий. Детям со сниженными возможностями зрения требуется значительное время для того, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки. Зрительное восприятие обладает меньшей полнотой, скоростью, меньшей точностью отображения объектов, сужением или деформацией зрительного поля. Недоразвитие зрительного восприятия приводит к недоразвитию разных видов деятельности, наглядных видов мышления.

Психическое развитие ослепших(то есть потерявших зрение после рождения) детей во многом зависит от продолжительности периода нормального зрения, то есть возраста утраты зрения. У таких детей имеется опыт зрительных впечатлений, который облегчает восприятие окружающего мира в условиях отсутствия зрения. Например, незрячий ребенок никогда не видел, какого цвета бывает яблоко, и для него цвет не имеет особого значения для восприятия яблока, он мог только слышать, что яблоки бывают красные, желтые, зеленые. А ослепший ребенок может помнить, что такое цвет и каким может быть предмет разного цвета. Однако имеющиеся представления у ослепших детей могут стираться из памяти, подчиняясь законам сохранения и забывания информации. Кроме того, чем позже ребенок утратил зрение, тем в большей степени у него развиты способности саморегуляции, потребность в преодолении собственного дефекта и в использовании механизмов компенсации.

Если рассматривать особенности развития детей, находящихся в условиях зрительной депривации, без учета действия принципа компенсации, то теоретически можно кратко описать следующие специфические особенности развития их психики, которые подтверждены и эмпирическими исследованиями (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, З.Г. Ермолович).

Активность. У детей наблюдается снижение двигательной, перцептивной, познавательной активности, что объясняется снижением потребности во впечатлениях, недостаточным развитием действий по обследованию предметов, неудачным опытом самостоятельного передвижения.

Внимание. В силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия внимание имеет свои специфические особенности, такие как неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, а также более высокая утомляемость. Нарушается соотношение видов внимания и их функционирования, так как уменьшается количество объектов, вызывающих непроизвольное внимание (в основе которого рефлекс «что такое?»). Однообразие слуховых стимулов утомляет, притупляет непроизвольное внимание и ведет к его рассеиванию. Произвольное внимание направлено на те свойства предметов и явлений, которые важны для незрячего ребенка с точки зрения опознания предметов. Произвольное внимание необходимо для контроля над собственными действиями, что ослабляет внимание к предметам окружающего пространства. Для незрячего человека в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и фиксированное положение головы и тела, которые закрепляются в положении, способствующем наиболее отчетливому слуховому восприятию.

Ощущение и восприятие. У незрячих детей перестраивается соотношение между сенсорными системами, когда на первый план выходит осязание и слух, кинестетическое восприятие, вестибулярная, температурная и болевая чувствительность. Используются и другие виды ощущений и восприятия, играющие несущественную роль у зрячих людей (ориентация на запах, на движение воздуха, на стук шагов при опознании человека, так называемое шестое чувство у слепых, которое заключается в ощущении препятствия или приближающегося объекта,). Среди сложного ансамбля кожных ощущений особо выделяется кожно-оптическое чувство – способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Однако все другие виды анализаторов не могут заменить зрение, в первую очередь, из-за его возможностей воспринимать действительность дистантно и одновременно. В этом отношении особенно страдает у детей восприятие тех объектов, которые воспринимаются без непосредственного контакта с ними (например, воспринять, что такое «высоко в небе плывут облака»).

У слабовидящих детей сохраняются возможности зрительного восприятия, однако оно характеризуется меньшей полнотой, меньшей скоростью и точностью отображения, сужением и деформацией зрительного поля, нарушением бинокулярного зрения (затруднения восприятия перспективы, ухудшение восприятия глубины). Зрительное восприятие особенно страдает в условиях ухудшения условий восприятия, уменьшения времени наблюдения объекта.

Перестройка межанализаторных отношений у лиц с нарушениями зрения приводит к преобладанию других сенсорных систем, и это явление названо тактильно-кинестезически-слуховым ядром сенсорной организации (А.Г. Литвак).

Речь. При сохранении способности воспринимать обращенную речь на слух ребенок осваивает словарный запас без ограничений, однако возникает неизбежный разрыв между словом и образом предмета, что объясняется недостаточным чувственным опытом ребенка. Возникает разрыв также между словесным и практическим планами действия ребенка, когда выполняемое действие и его отражение ребенком в речи не соответствуют друг другу. Речь начинает выполнять дополнительную, компенсаторную функцию, когда дети получают представления о предметах и явлениях на основе словесных объяснений, поддерживают контакт друг с другом, ориентируются в окружающем. Словарный запас по объему у детей не отличается от такового у их зрячих сверстников, однако их знания при тщательной проверке оказываются вербальными, то есть не наполненными реальным опытом. При этом значение слова либо резко снижается, и слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, или же слово чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое значение.

Существенно страдает звукопроизношение и мимическое сопровождение речевого высказывания, так как дети при произнесении звуков ориентируются только на их слуховой образ и не ориентируются на зрительный и кинестетический образы произносимых звуков. Дети не видят лицо другого человека, движения его губ и языка, поэтому среди незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста распространены нарушения звукопроизношения.

Мышление отличается замедлением темпа развития процессов обобщения и абстрагирования. Полная или частичная утрата функций зрения, снижение полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира сказываются и на процессе развития мышления. Страдает выделение существенных признаков предметов и явлений, что затрудняет процесс обобщения и формирования понятий. Мышлению приходится преодолевать сукцессивность осязательных и слуховых образов незрячих, их фрагментарность и схематизм. Недостаточно тонкий анализ часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. Выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

Отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, непосредственно связанное с дефицитом зрительного восприятия, а также пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняют формирование представлений об объектах окружающего мира. Это неизбежно приводит к отставаниям в развитии и логического мышления, которое развивается на основе наглядных видов мышления.

Однако некоторые отечественные и зарубежные ученые (в том числе Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, А.И. Мещеряков и др.) считают, что развитие мышления не связано прямо со степенью нарушения зрения. Их убеждение основано на положении о том, что источником мыслительной деятельности является восприятие действительности, которое осуществляется не только с помощью зрения. Обобщающая роль слова в познании окружающего мира имеет важное компенсаторное значение и помогает детям даже при серьезном нарушении зрения выйти за пределы непосредственного чувственного опыта. Особое значение у детей с нарушениями зрения имеет развитие дедуктивного мышления, которое опирается на индуктивные умозаключения, основывающиеся на многообразии разных видов чувственного опыта.

Эмоциональное развитие. Возникают неизбежные трудности в общении с другими из-за невозможности определять эмоциональные состояния человека по его выражению лица, по мимическим и пантомимическим проявлениям. Страдает способность соотносить речевое высказывание с мимикой, что препятствует пониманию скрытого смысла высказываний; страдает понимание эмоциональных состояний других людей, обеднение внешнего выражения собственной речи, невладение экспрессивными движениями, выражающими эмоциональные состояния.

Читайте также:  Как убрать жировик с века глаза в домашних условиях
Ссылка на основную публикацию
×
×
Для любых предложений по сайту: [email protected]