Норма зрения у детей
Норма зрения у детей
Какова норма зрения у детей, спрашивают многие молодые родители. Часто их пугает тот факт, что новорожденный или годовалый малыш плохо видит, не замечает некоторых предметов. Однако, это часто является нормой.
Ниже приведены стандарты зрения для детей всех возрастов.
Какое зрение у новорожденного ребенка
У малыша до года зрение, как и само глазное яблоко, только формируется. Врачи роддома при первой проверке удостоверяются в наличии реакции зрачка на свет. Понять более подробно, какое зрение у новорожденного ребенка, нельзя. Глаза новорожденного не в состоянии воспринимать картинку полноценно. Младенец не видит предметов, их форм и размеров. Все, что он может заметить – это темные и светлые пятна.
В один месяц глаза грудничка начинают фокусироваться на предметах.
В два-три – он уже следит за движущимися объектами.
С каждым месяцем зрение улучшается, малыш различает людей, узнает родных. Строение глазных яблок ребенка со временем меняется. В первые дни жизни они имеют слегка укороченную форму, но затем удлиняются. У новорожденных световые лучи фокусируются не на сетчатке, как у взрослых, а за ней. Из-за этого все груднички дальнозорки – чем ближе предмет, тем хуже они его видят.
Зрение у детей в 1 год: норма и отклонения
К первому дню рождения дальнозоркость значительно ослабевает, однако не проходит полностью. Ребенок может уверенно ходить или ползать, но если он все еще натыкается на предметы, волноваться не стоит, это норма зрения у детей его возраста.
Зрение у детей в 1 год в норме позволяет различать формы и цвета предметов, но они плохо распознают размеры. Заподозрить нарушение зрения стоит, если малыш не узнает родственников, когда они молчат. Возможно, он отличает их от посторонних только по голосу, что говорит о плохом зрении.
К двум годам ребенок распознает расстояние от себя до окружающих предметов, что позволяет ему более-менее свободно передвигаться. Малыш может замечать и копировать мимику и жесты родителей. Однако, острота зрения обычно не превышает 0,3-0,5 (норма для взрослого – 1,0).
Норма зрения у ребенка в 3 года
Физиологическая дальнозоркость у трехлеток либо проходит полностью, либо проявляется незначительно. Окончательно формирование глаза завершается в три-пять лет. Они приобретают нормальные параметры пропорционально размерам головы и всего тела.
Норма зрения у ребенка в 3 года – это способность различать все окружающие предметы, оценивать размеры. В этом возрасте крайне важно понять, развито ли его зрение. Дело в том, что в три года детсадовец уже оценивает и описывает объекты, события, впечатления. Если он не видит окружающего мира, ему нечего описывать. Это негативно влияет еще и на дальнейшее развитие речи, мышления, логики.
Диагностика проводится при помощи таблицы Орловой. В ней вместо букв – простые картинки. Алгоритм проверки такой:
- распечатать таблицу на принтере;
- повесить на стене на уровне детских глаз;
- поставить ребенка перед ней на расстоянии 5 метров;
- опросить рассказать, какие изображения он видит и на какой строке.
Как правило, в сети таблицы приведены уже в нужном масштабе. Скачав их, размеры выставлять не нужно. Нормой считается распознавание картинок на 7-8 строке. Ничего страшного, если последнюю строку юный пациент рассмотреть пока не может, норма зрения у детей трех лет это допускает.
Зрение детей от трех до семи лет
В этом возрасте глаза подвергаются нагрузкам: ребенок просматривает книги и мультики, рисует, учится читать и писать. Занятия нужно прерывать на гимнастику, прогулки, общение. Полезен любой отдых для глаз.
Норма зрения у детей семи лет – 1,0, как и у взрослого, но у первоклашек велик риск развития близорукости ввиду нагрузок во время обучения. Потому, проверять зрение школьников нужно не реже двух раз в год. При выявлении негативных симптомов – четырех раз в год.
Норма зрения у детей школьного возраста
По статистике близорукость чаще всего диагностируется в период от 7 до 10 лет. Затем вероятность миопии постепенно снижается, но при наличии следующих факторов остается на протяжении всей жизни:
- постоянные нагрузки на зрение при чтении, работе за компьютером и просмотре телепередач;
- наследственной склонности;
- неправильном питании.
Если у одного из родителей, бабушек или дедушек, была диагностирована миопия, вероятность ее развития у ребенка очень велика. В такой ситуации необходимо регулярно проверять его зрение дома и у офтальмолога. Рацион школьника должен включать в себя полезные продукты, богатые витаминами, белками, жирами, углеводами.
Важно, чтобы питание было сбалансированным и разнообразным. Если ребенок не любит какие-то продукты и не ест их, следует выяснить, какие полезные вещества в них содержатся, и давать ему в виде БАДов. Лучше всего проконсультироваться с офтальмологом и педиатром.
Характеристика детей с нарушением зрения
У детей со слабым зрением большая часть информации воспринимается через слух и осязание. Их представление об окружающем мире отличается от представлений детей с нормальным зрением. Полностью слепые дети с легкостью распознают разных птиц или машины разных типов по звуку, что редко удается зрячим детям, которых этому специально не учили.
Также они лучше других людей распознают запахи. Слабовидящие и слепые дети могут неправильно воспринимать речь окружающих, не понимать некоторые слова. Дело в том, что они не сопоставляют слова с реальными предметами, действиями и событиями, поскольку не видели их.
В результате, иногда они не понимают, о чем им говорят. Обучение таких детей требует специальной квалификации преподавателя. У некоторых деток заметно отставание в росте и весе, объеме грудной клетки и, как следствие, легких.
При отсутствии физической активности проявляется сутулость, ослабление мышц, слабость. Практически отсутствует мимика и жестикуляция. Такова примерная характеристика детей с нарушением зрения, но возможна и иная картина.
О чем нужно помнить родителям
При всех ограничениях, для развития незрячих и слабовидящих детей необходима регулярная активность: движения, спорт, игры и прогулки. Благодаря этому, у них развивается координация, ориентация в пространстве, укрепляются мышцы.
При этом перегрузки тоже могут повлиять негативно. В день достаточно часа прогулок и активности на воздухе или в зале. Важно, чтобы каждую минуту своей жизни, особенно во время обучения чему-то новому, ребенок знал, что с ним рядом есть помощники. Он должен понимать, что при неудачном движении его подхватят, остановят, что он не получит травму. Нужно правильно выбирать игрушки. Пусть это будут яркие предметы с разными фактурными поверхностями, различных форм и размеров.
Хорошо подобрать игрушки со звуковыми эффектами и музыкой.
Психика слабовидящего ребенка
Несмотря на наличие физической активности и обострение остальных пяти чувств, развитие детей с патологиями зрения проходит замедленно, так как получаемой информации все равно не хватает. Возможны отклонения в развитие памяти и внимания. Ребенок с возрастом понимает, что он не такой, как его сверстники, и часто впадает в состояние депрессии. Особенно негативно воспринимаются насмешки ровесников, которые, к сожалению, периодически случаются в обществе детей. В такие моменты он особенно нуждается в поддержке родных.
Характерны импульсивность, раздражительность, резкость. Такие дети ранимы, болезненно воспринимают конфликтные ситуации. Замкнутость слабовидящих детей объясняется страхом самовыражения и новых насмешек, а также отсутствием понимания настроения собеседника. Поскольку больной ребенок вынужден запоминать информацию только на слух (а не на слух и зрительно, как здоровые люди), он может быть забывчивым и рассеянным. Зная свои особенности, он может счесть их недостатками и сторониться общества еще и поэтому.
Инвалид по зрению у детей: критерии
Инвалидность может получить ребенок, диагноз которого не предполагает улучшений зрения в ближайшее время. Причины нарушения зрения при оформлении инвалидности не учитываются. Согласно Федеральному Закону 95-ФЗ «О соцзащите инвалидов в Российской Федерации» от февраля 2006 года, инвалидами по зрению становятся дети со следующими показателями.
- Третья группа – зрение 0,1-0,3, ширина поля зрения 20-40 градусов, вторая степень нарушения.
- Вторая группа – зрение 0,05-0,1, поле зрение 10-20 градусов, третья степень патологии.
- Первая группа – полная слепота или зрение до 0,04, поле зрение до 10 градусов, четвертая степень патологии.
Инвалидность положена людям, не имеющим возможности себя полноценно обслуживать, ориентироваться в пространстве и передвигаться. В будущем такие дети часто не могут получить образование и работу, которая могла бы их обеспечить. Поэтому, они нуждаются в пенсии от государства и помощи по интеграции в общество.
Это программы реабилитации для получения рабочих навыков от квалифицированных преподавателей, обучение общению, психологическая поддержка и т.д. В России всех детей и подростков до 18 лет с указанными критериями относят к категории «ребенок-инвалид». Группа присваивается только по достижению совершеннолетия. Если норма зрения у детей нарушена, нельзя оставлять это без внимания. Чем раньше диагностирована проблема, тем проще ее устранить. Своевременная помощь врача и дальнейшая профилактика – залог здоровья ребенка и его полноценной жизни.
Понравилось? Поделитесь в социальных сетях!
Профилактика зрения у детей
Вопреки устоявшемуся мнению, глаза ребенка нужно не столько беречь, лишая больших нагрузок, сколько научить эффективно работать и отдыхать. Книжки, телевизор и компьютер — объективная реальность современной цивилизации. Бежать от нее бессмысленно. Лучше с первых дней жизни тренировать зрение крохи, чтобы к выходу в школу малыш был готов к любым учебным нагрузкам.
Зрение — самая хрупкая и одновременно самая важная для развития система организма. Через глаза мы получаем до 80 % знаний об окружающем мире. Если малыш плохо видит, у него снижается познавательная и двигательная активность, замедляется развитие речи (дети учатся говорить, улавливая мимику взрослых), кроха хуже адаптируется в коллективе. Кроме того, психологи обнаружили, что плохое зрение может стать серьезным препятствием для будущей карьеры. Из близоруких людей чаще получаются добросовестные исполнители, нежели руководители и творцы. Словом, на профилактику зрения крохи никак нельзя закрывать глаза.
Возраст: 0–6 месяцев
Зрение в норме: в 20–25 раз слабее, чем у взрослых, из-за малого размера и шаровидной формы глазного яблока. Новорожденный видит только крупные предметы, расположенные в 30–50 см. Однако зрение стремительно улучшается. На 2 месяце жизни появляется бинокулярная фиксация взгляда (предмет фиксируется двумя глазами), на 3 месяце младенец начинает узнавать родных «по виду».
Как позаботиться о зрении:
— Обеспечьте кроху адекватными зрительными впечатлениями. Малыша должны окружать яркие предметы разной формы и размера, причем экспозицию нужно регулярно менять. 2–3 раза в неделю нужно обзаводиться новой игрушкой.
— Регулярно укачивайте младенца на руках, так как это приводит к расслаблению и отдыху глазных мышц.
— Начните делать первую гимнастику для глаз: яркую интересную игрушку двигайте влево-вправо и вверх-вниз, чтобы лежащий малыш следил за ней глазами. Первой зарядке для глаз нужно уделять не менее 5 минут каждый день.
— Не допускайте, чтобы ребенок часами завороженно смотрел на любой мобиль
с подвесками. Время должно быть ограничено 15 минутами, а перерывы между
сеансами — не менее 2 часов.
Когда посещать врача: примерно в 3 месяца от роду. В этом возрасте врач сможет определить наличие глаукомы, катаракты, нистагма и врожденного косоглазия, оценить состояние сосудов глазного дна и при необходимости составить стратегию лечения.
Возраст: 6–18 месяцев
Зрение в норме: 0,3–0,6. Совершенствуются зрительные навыки: малыш фокусируется на близко расположенном (7 см) предмете, узнает в лицо всех знакомых людей, рассматривает картинки и пробует рисовать.
Как позаботиться о зрении:
— Существенно ограничивайте по времени нахождение малыша в манеже и кроватке с бортиками, когда он не спит.
В этих случаях взгляд постоянно упирается во что-то, и для получения четкого изображения требуется много ненужных усилий. Длительное перенапряжение аккомодационной мышцы приводит к ее спазму — к тому, что она уже не может полностью расслабиться. Как следствие, зрение вдаль ухудшается.
— Больше гуляйте с малышом, на прогулках обращайте внимание крохи на объекты на разном удалении, играйте в подвижные игры.
— Продолжайте делать зарядку для глаз с игрушками, укрепляя аккомодационную мышцу. При ее слабости задний отдел глаза удлиняется, растягивается, и начинает развиваться близорукость.
Когда посещать врача: обязательно в 1 год. Если у ребенка плохая наследственность по зрению с обеих сторон, врач может порекомендовать более углубленное, подробное исследование под медикаментозным сном. Над выявленными проблемами стоит начать работать сразу. Когда у такого крошки слишком высокая близорукость или иные заболевания, в мозг поступает искаженная, размытая картинка. То есть не развиваются клетки зрительной коры, участков мозга, которые ответственны за зрение. Малыш не ориентирован в пространстве, плохо видит, и ему страшно. Если врач назначил, нужно носить корректирующие очки по рекомендованной схеме. Обычно дети сразу же становятся более спокойными и уверенными в себе.
Возраст: 1,5–3 года
Зрение в норме: 0,6–0,8. Достигается полная согласованность движений глаз и рук, фокусировка на любом объекте.
Как позаботиться о зрении:
— Нужны игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и движутся: мяч, волчок,
каталки и коляски, заводные игрушки.
— Как только малыш начинает рисовать, разглядывать картинки, лепить, надо приучить его сидеть правильно, чтобы между глазами и предметом было около 30 см.
— Познакомьте ребенка с полезными привычками: чаще моргать, переводить глаза с ближнего на дальние объекты и обратно, не смотреть подолгу на неподвижный предмет. Большинство глазных болезней вызывается перенапряжением, которое ухудшает циркуляцию крови и затрудняет их питание. Поможет простая смена фокуса.
— Больше времени проводите на улице: к глазам должен поступать кислород.
— Приучите делать зарядку для глаз так же регулярно, как чистить зубы, утром или вечером. Упражнения выполняются по 5–6 раз, они тренируют упругость глазных мышц.
Когда посещать врача: минимум раз в год. Нужно быстро скорректировать косоглазие, которое может проявиться в этом возрасте после болезни (при утомлении или раздражении глазное яблоко начинает отклоняться в сторону). Косоглазие не просто косметический дефект, оно приводит к развоению картинки. Стремление избавиться от него инстинктивно тормозит изображение одного из глаз. Очки при косоглазии нужно носить весь день. Если один глаз уже слабее другого и предписано ношение повязки поверх «сильного» глаза, постарайтесь, чтобы у крохи не развился комплекс неполноценности. Надевайте повязку лишь в определенные часы, когда у вас есть время для игр и сама игра не требует остроты зрения. Лучше с утра или после обеденного сна.
Зарядка
1. Откинувшись назад, сделайте глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, — выдох.
2. Откинувшись назад, прикройте веки, крепко зажмурьте глаза, откройте веки.
3. Руки поставьте на пояс, поверните голову вправо, посмотрите на локоть правой руки; поверните голову влево, посмотрите на локоть левой руки, вернитесь в исходное положение.
4. Поднимите глаза кверху, сделайте круговые движения в одну и другую сторону.
Возраст: 3–5 лет
Зрение в норме: 0,8–0,9. Почти как у взрослого человека. Но мышцы еще недостаточно развиты и легко страдают от неблагоприятных факторов. Часто именно сейчас проявляется наследственная миопия.
Как позаботиться о зрении:
— Ограничивайте просмотр телепрограмм и компьютерные игры.
— Не злоупотребляйте играми, которые требуют пристального внимания (шашки, шахматы, головоломки).
— Когда кроха освоит понятия «вправо-влево», научите глаза «слалому». Нарисуйте на большом листе круг диаметром 50 см. Повесьте на стену и предложите вести взгляд от центральной точки влево, вправо по горизонтали, вверх до конца, вниз, от нижней точки круговые движения вправо до конца, влево, «восьмеркой» в разные стороны.
— Играйте в подвижные игры, учите следить глазами за мячом.
— При работе за столом расстояние до глаз должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Так глазное яблоко меньше деформируется. Свет должен падать на страницы сверху и слева. Лучше заниматься с настольной лампой, оставляя общее освещение, особенно если за окном темно.
— Давайте ребенку больше полезного для глаз витамина А — все овощи и фрукты красно-оранжевого цвета: красный перец, облепиха, морковь, апельсины.
Когда посещать врача: раз в год, при наличии проблем — по рекомендациям. Проверка зрения сама по себе является тренировкой (активизируется зрение вдаль). Можно самим купить проверочную таблицу, повесить на стену и хорошо осветить. Со 100 % зрением можно отчетливо увидеть десятую строку таблицы с расстояния в 5 метров. Проверка-тренировка осуществляется для каждого глаза по отдельности, и заниматься ею можно до 10 минут.
Возраст: 5–7 лет
Зрение в норме: 1 или 0,9. К 7 годам глаза готовы к чтению, письму и другому кропотливому труду. Но полностью рост глаза завершается только к 12 годам. До этого гигиене зрения нужно уделять особенное внимание.
Как позаботиться о зрении:
— Прерывайтесь. Если у ребенка хорошее зрение, — через каждые 40 минут. Если есть слабая близорукость, — каждые 30.
— В перерывах в подготовке к урокам можно делать специальную «оконную гимнастику». Сделайте на стекле на уровне глаз ребенка метку диаметром 3 мм. Стоя на расстоянии в 30 см, надо посмотреть 5 секунд на метку, 5 секунд — вдаль, на вид за окном. И так 3–5 минут.
— Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть со шрифтом среднего размера. Слишком мелко напечатанный текст вызывает спазм аккомодационной мышцы, а слишком крупный вынуждает глаз проделывать лишнюю работу, чтобы «обойти» каждую букву.
— Хорошее упражнение для профилактики близорукости — чтение перевернутого
текста (конечно, для уже умеющих читать). Нужно держать книгу на расстоянии 35–40 см от глаз и читать ее снизу (на самом деле это будет верх) справа налево, каждое слово отдельно и длинные слова — по слогам. Надо именно прочитывать каждое слово, а не угадывать смысл.
— Обучите ребенка упражнению, которое называется «пальминг». Закрыть глаза и прикрыть их ладонями крест-накрест, чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга, пальцы скрестить на лбу. В этом положении надо постараться увидеть абсолютно черное поле или вспомнить и представить черный предмет. Время не должно превышать 5 минут (малышу можно читать вслух какую-то книжку или слушать аудиосказку).
— В меню должны присутствовать самые полезные для глаз продукты: черника (укрепляет сетчатку), каши из цельных круп (нормализуют баланс питательных веществ) и пряные травы: сельдерей и петрушка.
Когда посещать врача: нужно обязательно проверить зрение перед школой.
Упражнение
Крепко зажмурьте глаза на 3–5 секунд, затем откройте.
Быстро моргайте глазами в течение 30–60 секунд.
Посмотрите на кончик пальца вытянутой руки, медленно согните палец и приблизьте к глазам (на 3–5 секунд).
Приложите палец к носу, посмотрите на него, затем уберите и переведите взгляд на кончик носа. Закройте глаза и повращайте глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
Смотрите вдаль прямо перед собой 2–3 секунды, затем на кончик носа 3–5 секунд.
Делайте круговые движения рукой по часовой стрелке на расстоянии 30–35 см от глаз и следите за кончиком пальца. Повторите, перемещая руку против часовой стрелки.
Норма зрения у детей для всех возрастов
Нормальное зрение является необходимым условием для полноценного развития и социальной адаптации ребенка.
В силу некоторых заболеваний, неблагоприятной наследственности, поражения важных органов происходит снижение остроты зрения.
Воспитание слабовидящего ребенка имеет свои особенности. Развитие его нарушается. Своевременное обнаружение отклонений остроты зрения помогает сохранить его.
Норма зрения с рождения до 1 года
Период от появления на свет и до одного года является важнейшим для развития ребенка и его органа зрения. Уже в родильном доме детский врач может проверить наличие у малыша зрения, установив особенности реакции зрачка на свет. Проблемы со зрением возникают, если во время беременности произошли сбои.
Младенец не различает формы предметов. Он видит только пятна разной степени яркости. В 1 месяц взгляд младенца фокусируется на одном каком-либо предмете. До 3 месяцев он уже может следить за движениями.
Уже в этом возрасте у младенца есть зрительная память. И с каждым последующим днем она постоянно пополняется. Он способен видеть артикуляцию человека, что помогает ему четче воспринимать звуки и речь. За счет того, что ребенок видит, как передвигаются взрослые, он начинает подражать им, ползать, ходить.
Безоперационное лечение глаз за 1 месяц.
Заметно, что глазное яблоко ребенка до одного года несколько короче. Поэтому лучи фокусируются не на сетчатой оболочке, а позади нее. Это означает, что дети до одного года дальнозорки, и эта дальнозоркость у них развивается по физиологическим причинам. До 1 года гиперметропия постепенно ослабевает. К этому же возрасту малыш уже может различать цвета, отличать близких людей от чужих.
Особенно тщательно проверяется острота зрения у новорожденных детей. У них еще не сформирована полностью зрительная система, поэтому они могут только отличать свет от тени. Они также не могут концентрировать свой взгляд на одной точке. При включении света нормой является сужение зрачка и смыкание век.
Дополнительно для исключения развития катаракты проводится офтальмологический осмотр глазного дна. Следующее обязательное обследование органа зрения проводится через месяц. В 3 месяца глаза надо проверять на предмет наличия врожденного косоглазия.
Норма зрения от 1 года до 2 лет
Острота зрения у ребенка, от 1 года возрастает. Она определяется примерно как 0,3 – 0,5. В этом возрасте начинается активное познание окружающего мира. Усовершенствуется координация движений.
Ребенок еще не может адекватно воспринимать картинки, особенно на мониторе телевизора. Родители делают огромную ошибку, усаживая ребенка перед монитором компьютера или экраном телевизора и включая ему мультфильмы. Чтобы разглядеть движущуюся картинку, детские глазные мышцы очень сильно напрягаются. Из-за этого орган зрения перенапрягается.
Лучшее развитие для малыша в этом возрасте – общение с ним. Оно помогает развить человеческую речь, усовершенствовать навыки познания мира.
Норма зрения от 2 до 3 лет
Начиная с двухлетнего возраста у ребенка начинает активно развиваться сенсорная система. Острота зрения еще больше повышается, благодаря чему малыш хорошо видит окружающие предметы и может их описать . В этом возрасте очень важно хорошее зрение: оно положительно влияет на развитие речи и интеллектуальное развитие. Ведь если малыш ничего не видит, то он ничего не может описывать, и говорить он начинает гораздо позже.
В трехлетнем возрасте уже можно пользоваться таблицей Орловой для определения остроты зрения. При проверке малыш не должен прищуриваться (если он делает это, то его нужно дополнительно обследовать на наличие офтальмологических патологий).
Норма зрения от 3 лет и старше
Начиная с трехлетнего возраста, нагрузка на зрительную систему значительно повышается. Малыш уже начинает рассматривать книги, начинает учиться писать. Увеличивается и время, проведенное за монитором компьютера или экраном телевизора.
К семилетнему возрасту острота зрения должна быть такой, как у взрослого человека. Малыш при этом хорошо различает предметы, называет их, описывает. Он легко может концентрировать взгляд на одном предмете. К 7-летнему возрасту окончательно формируется аккомодация, то есть способность глаза приспосабливаться к видению близко или далеко расположенных предметов.
В возрасте 7 – 10 лет начинает формироваться близорукость. Это случается из-за возрастания нагрузки в школе . Вероятность развития миопии повышается при неблагоприятной наследственности. Если в этом возрасте родители следят за развитием ребенка, не допускают, чтобы он переутомлял свой орган зрения, то способность четко видеть сохраняется.
Питание ребенка тоже имеет значение для полноценного развития зрения. Рацион составляется так, чтобы он содержал оптимальное количество белков, жиров и углеводов, а также витаминов. Не менее важно наличие в ежедневных продуктах оптимального количества микроэлементов.
В случае снижения остроты зрения возможно употребление биологически активных добавок. Профилактические занятия спортом помогают сохранить зрение и не допускают развитие осложнений.
Родителям
Зрение. Устройство глаза
www.eye-focus.ru
Зрение у детей: нормы для всех возрастов
Осознать – нормально ли зрение у самого себя – невозможно. Особенно это относится к врожденным патологиям. Если человек с рождения зрительно воспринимает информацию не в нормальном объеме, то ему просто не с чем сравнивать. Если зрение в обоих глазах изначально нарушено, то мозг не воспринимает разницы между нормальным видением и отклонениями, привыкая к тому, что видит.
По определению специалистов, зрение – это способность воспринимать размеры предметов, их расположение в пространстве, цвета. Когда мы говорим, что у человека 100% зрение, то мы сознаем это как абсолютно верный показатель. Тем не менее, следует помнить, что показатели нормы значительно отличаются для разных возрастных категорий.
Полное формирование зрительной системы заканчивается приблизительно к восемнадцати годам. Зрение развивается и меняется на протяжении всей жизни. Многие факторы – экология, место проживания, образ жизни, специфика работы, наследственность – влияют на изменения в зрительной системе, как в отрицательную, так и в положительную сторону.
Норма зрения в возрасте от рождения до года
Этот период самый важный в смысле формирования органов зрения, во время которого происходит их становление. В роддоме детский офтальмолог может проверить зрение на наличие безусловного рефлекса – как реагирует зрачок на световой раздражитель.
Формирование зрительной системы происходит значительно раньше, в период беременности мамы. Особенно важен первый триместр. Врожденные и неизлечимые пороки органов зрения связаны именно с этим периодом, во время которого закладывается зрительная система. Если в этот период произошел сбой, то впоследствии могут возникнуть проблемы со зрением.
Новорожденный младенец не различает размеры и формы предметов. Мир в его восприятии – скопление более ярких и менее ярких пятен. Взгляд младенца начинает фокусироваться в возрасте одного месяца. В два-три месяца малыш уже способен следить за движением предмета.
Каждый последующий месяц память зрительных образов у младенца увеличивается, пополняется. Малыш осваивает звуки и речь не только благодаря слуху, но и потому, что видит артикуляцию говорящего человека. Ребенок начинает сидеть, ползать, ходить не только за счет того, что к этому готово его тело. Он видит, как перемещаются взрослые, пытаясь им подражать.
Зрительные органы у младенцев от взрослых отличаются в первую очередь их строением. Глазные яблоки у детей до года пропорционально более короткие. Вследствие чего пучки света фокусируются не на сетчатке, а за ней. Это состояние соответствует дальнозоркости. Таким образом, дальнозоркость свойственна всем новорожденным малышам.
К двенадцати месяцам обусловленная физиологически дальнозоркость постепенно уходит. Полное её исчезновение диагностируется тогда, когда завершается процесс формирования нормальных параметров глазного яблока. Это период от трех до пяти лет.
К годовалому возрасту ребенок различает предметы по форме и цвету, способен отличить близких людей от чужих.
Норма зрения в возрасте от года до двух лет
В таком возрасте ребенок видит более четко, чем до года. Малыш может различать расстояние предметов друг от друга, от себя. Норма зрения для взрослого человека – 1 градус (1,0). У детей в этом возрасте от 0,3 до 0,5. Начинается познание мира, его свойств, координация движений со зрением.
Смотреть телевизор или картинки на мониторе в таком возрасте крайне вредно. Картинки ребенок нормально не воспринимает, но глазные мышцы сильно напрягаются. Стоит просто общаться с малышом, поскольку он уже воспринимает и копирует мимику.
Норма зрения в возрасте от двух до трех лет
В этом возрасте малышу помогает развиваться сенсорная система. Ребенок достаточно хорошо видит предметы, оценивает их, пытается описать. Зрение крайне важно в этом возрасте, поскольку значительно влияет на развитие речи. Если ребенок ничего не видит или видит плохо, то ему нечего оценивать и описывать – говорить он начинает позже. В трехлетнем возрасте уже можно проводить тест на зрение с помощью таблицы Орловой.
Таблица состоит из строчек с картинками разных предметов. Можно скачать таблицу и распечатав ее, проверить зрение ребенка. Норма – в диапазоне от 0,7 до 0,8. При этом ребенок должен нормально рассматривать картинки, не щуриться. Если норма не соблюдена, то возможно проявление близорукости уже в этом возрасте.
Норма зрения в возрасте от трех до семи лет
В этом возрастном промежутке на зрительную систему дается большая нагрузка. Ребенок смотрит книги, его начинают учить читать и писать. Время за монитором и телевизором не должно превышать полутора часов. Занятия также следует проводить с перерывами, разминкой, гимнастикой для глаз.
К семи годам зрение должно равняться 1,0. Ребенок способен хорошо различать предметы, называть их, описывать. В это время обязателен осмотр у офтальмолога. При каких-либо негативных проявлениях со зрением следует посещать врача 4 раза в год.
Близорукость по статистике чаще всего выявляется в 7 и 10 лет. Ребенок начал обучение в школе, нагрузка на зрительную систему значительно возросла.
Следует учитывать наследственность, поскольку близорукость и дальнозоркость являются доминантными признаками. Важно регулярное посещение детского офтальмолога.
Существенное влияние на зрение в детском возрасте оказывает питание ребенка. Следует составлять рацион таким образом, чтобы он содержал требуемое для определенного возраста количество белков, жиров и углеводов. Не менее важно наличие в продуктах витаминов и микроэлементов. Возможно употребление витаминных комплексов и БАДов по рекомендации офтальмолога.
Выводы
Следует помнить, что острота зрения отличается в разных возрастных категориях. Норма зрения у пожилых людей значительно отличается от зрения человека в среднем возрасте. Зрение 1,0 считается в норме в возрасте от 18 до 50 лет. В период полового созревания острота зрения может чувствительно колебаться вследствие гормонального дисбаланса.
Поэтому в дошкольном возрасте, школьном и подростковом следует регулярно посещать офтальмолога, чтобы своевременно выявить проблемы со зрением и принять меры для их решения.
Острота зрения у детей
Основная из них — это наследственность. Если у мамы или папы есть проблемы со зрением, например, кто-то из родителей страдает близорукостью, то вероятность того, что у малыша будет такая же проблема очень высока. Между тем — это только вероятность, а не приговор. Задача родителей уделить максимум внимания этому аспекту, регулярно отводить малыша на осмотры и проводить профилактические меры.
Причины отклонений зрения бывают:
- врожденными, то есть те, которые появились еще в период беременности матери;
- приобретенные, образовавшиеся под воздействием какого-либо внешнего фактора.
На развитие зрения у малышей могут оказать влияние заболевания зрительного аппарата либо системные недуги. Отклонения в работе сердечно-сосудистой, эндокринной системы, почек, легких, ЛОР-органов, детские инфекционные заболевания могут спровоцировать нарушения зрения.
Когда проводится первый осмотр
У только что родившегося малыша зрительная система еще не сформирована, ее становление происходит на протяжении нескольких лет. В норме зрение у такого ребенка в два раза хуже, чем у взрослого человека. Как правило, исследование глаз у малыша выполняется впервые, когда ему исполнилось 3 месяца. Во время приема специалист:
- проводит наружный осмотр зрительной системы;
- устанавливает, может ли ребенок фиксировать взгляд на статичном предмете и отслеживать движущийся;
- проводит скиаскопию — определяет рефракцию глаза;
- определяет состояние глазного дна.
Возрастной нормой считается незначительное периодическое косоглазие. При этом малыш должен хорошо удерживать взор, отслеживать предметы. Подвижность глаз должна быть полной и одинаковой для обеих глазных яблок во всех направлениях.
Для определения остроты детского зрения выполняется скиаскопия. Офтальмолог направляет в глаз ребенка луч света и наблюдается за характером перемещения тени в зрачке. Врач поочередно подносит к глазу линзы и устанавливает, при какой тень перестает перемещаться. После проведения вычислений, устанавливает диагноз. Для получения уточненных результатов на протяжении 5 суток до обследования малышу проводят атропиновую терапию, капают капли в глазки.
Норма остроты зрения у детей в 3 месяца составляет +3,0 — +3,5 диоптрии, то есть дальнозоркость присуща практически всем здоровым малышам. Это объясняется небольшим размером глазного яблока. С возрастом он увеличивается и зрение ребенка нормализуется.
Офтальмоскопия проводится с целью осмотра глазного дна, также оценивается прозрачность хрусталика и других составляющих оптической системы глаза. Глазное дно у малыша и взрослого существенно отличается. У маленьких детей сетчатка бледно-розовая, диск нерва имеет сероватый оттенок и немного стушеванные контуры.
Первичный осмотр при выявлении патологий
Определить остроту зрения у новорожденных окулисты пытаются редко, в норме она составляет 0,1, но исследовать зрительную систему офтальмолог может непосредственно в роддоме.
Такая диагностика проводится деткам, которые родились с массой тела до 2 кг. По решению врача полный осмотр выполняется в месяц. Это касается малышей с отклонениями:
- травмами, полученными во время прохождения по родовым путям;
- асфиксией;
- родившихся раньше срока;
- постоянным слезотечением.
Важным показателем в этот период является способность фиксировать взгляд. Месячному малышу демонстрируют яркий предмет, он должен задержать на нем взгляд на несколько секунд.
Диагностика в полгода и год
После трех месяцев зрение малыша становится лучше, он уже может удерживать взгляд на игрушке и брать ее в руки. Родителей должны насторожить такие моменты:
- частая краснота глазных яблок;
- выделения;
- устойчивое косоглазие;
- ритмичные колебания глаз.
При появлении одного из этих симптомов не следует дожидаться плановой проверки, покажите малыша офтальмологу как можно быстрее.
Проверка остроты зрения у ребенка в полгода выполняется в такой же последовательности, как и у трехмесячного. Степень дальнозоркости может незначительно снизиться либо остаться на том же уровне. Результаты исследований обязательно сравнивают с предыдущими. Косоглазия в этом возрасте быть не должно. Сетчатка становится розового оттенка, а диск зрительного нерва – бледно-розовым, имеет точные контуры.
В год ребенок с нормальной остротой зрения хорошо различает предметы, воспринимает мимику окружающих, однако стоит учитывать, что зрение в этот период еще отличается от взрослого. На приеме у офтальмолога проводится визиометрия, скиаскопия либо авторефрактометрия, позволяющая уточнить степень рефракции.
Дальнозоркость должна уменьшиться по сравнению с показателями, которые были получены в полгода, и варьироваться в пределах от +2,5 до +3,0 диоптрий. Проверка остроты зрения у ребенка затем выполняется по достижении им двухлетнего возраста, при оформлении в детское дошкольное заведение (в основном это 3 года), в 4 годика, а также перед поступлением в школу. В норме зрительных нарушений в этот период быть не должно. Во время учебы осмотры выполняют ежегодно.
Осмотр малышей после трех лет
На приеме офтальмолог производит визуальный осмотр глаз малыша. При изучении глазного яблока оценивает его величину, форму, способность синхронно двигаться. Некоторые патологии специалист может определить сразу, к примеру, косоглазие, инфекционно-воспалительные процессы.
Таблица Орловой для проверки зоркости применяется для детей, достигших трехлетнего возраста. На этом плакате вместо букв располагаются картинки, уменьшающиеся сверху-вниз. Ребенка усаживают на расстоянии 5 метров. Тестирование выполняют в основном без применения коррекционных линз. Если же малыш с нарушениями зрения, то диагноз уточняется с помощью скиаскопии либо авторефрактометрии.
Также в этом возрасте проводится:
- биомикроскопия — оценивается состояние прозрачности составляющих оптической системы глаза;
- офтальмоскопия — исследуется глазное дно;
- периметрия — диагностика, связанная с остротой периферического зрения.
Нормы зрения в детском возрасте
Возраст ребенка — основной критерий, по которому определяется в норме зрительный аппарат или нет. Нормой в детском возрасте считается острота:
- 2 годика — 0,4 — 0,7;
- 3 годика — 0,6 — 0,9;
- 4 годика — 0,7 — 1,0;
- 5 лет — 0,8 — 1,0;
- 6 лет и в более старшем возрасте — 0,9 — 1,0.
Наиболее быстрое увеличение глазного яблока происходит в возрасте до 3 лет, затем он замедляется, поэтому чем старше ребенок, тем меньше степень дальнозоркости. Ее снижения всегда должно происходить адекватно возрасту. В тех случаях, когда запас дальнозоркости уменьшается стремительно, возрастает риск возникновения близорукости; если же глаза новорожденного имеют большой запас и не растрачивают его со временем, возможно появление патологической дальнозоркости.
Дети с нарушениями остроты зрения должны проходить обследование не реже, чем раз в 6 месяцев, диспансерное наблюдение позволяет своевременно выявить осложнения и провести адекватную терапию.
Возможные нарушения
Самыми частыми отклонениями зрения у малышей являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Оптическая система глаза состоит из нескольких линз. Свет, проходя сквозь них, преломляется и фокусируется на сетчатке. В случае, если точка соединения лучей располагается перед ней, то у малыша возникает близорукость, если за ней, то дальнозоркость. В каждом из этих случаев следует отслеживать остроту возрастных изменений у детей и своевременно корректировать.
Подобные патологии могут стать причиной развития амблиопии или ленивого глаза. При этом заболевании импульсы не поступают в головной мозг, и картинка не формируется, поэтому даже если ребенок будет в очках, он все равно не сможет видеть.
Острота человеческого зрения крайне важна для полноценной жизни. Если вы заметили, какие-либо симптомы, свидетельствующие о возможных отклонениях в развитии зрительного аппарата, не откладывайте визит к офтальмологу. Своевременная терапия и коррекция позволяют избежать многих негативных последствий.