Профилактика нарушения зрения у детей - Zeniza.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Профилактика нарушения зрения у детей

Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста.
консультация

Рекомендации для педагогов и родителей по профилактике нарушений зрения у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_narusheniy_zreniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста.

В современный век развитых информационных технологий и компьютерных устройств человеческий организм подвергается большим нагрузкам, а также негативному воздействию, что не может не сказаться на важнейшем органе чувств – зрении. В зоне повышенного риска находятся именно маленькие дети, для которых недопустимы чрезмерные нагрузки на глаза. И здесь важную роль в сохранении и укреплении детского здоровья играют дошкольные образовательные учреждения.

Одной из главных причин необходимости применения зрительной гимнастики считается большой риск развития у детей дошкольного возраста близорукости в результате адаптации к чрезмерным нагрузкам. Глаза малышей привыкают к различным видам занятий на близких расстояниях и утрачивают четкое изображение отдельных предметов. Поэтому именно зрительная гимнастика способна внести необходимые коррективы, смягчить негативное влияние на глаза.

Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога.

Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз.

Зрение – одно из пяти чувств, с помощью которых человек познает, воспринимает и исследует окружающий его мир.

Около 90 процентов информации об окружающем нас мире в мозг передают именно глаза. И чем надежнее работает наша зрительная система, тем полнее наша жизнь.

При современном образе жизни количество людей, у которых каждый год возникают проблемы со зрением, увеличивается. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушения зрения, относятся:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;
  • Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;
  • Чередование занятий детей с отдыхом;
  • Проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;
  • Контроль за правильной позой детей во время занятий;
  • Организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;
  • Активное, гармоничное, физическое развитие детей;
  • Организация рационального питания и витаминизации;
  • Исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствует хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

Варианты зрительных гимнастик:

  • с использованием художественного слова;
  • с опорой на схему;
  • с сигнальными метками;
  • с индивидуальными офтальмотренажерами;
  • с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
  • электронные зрительные гимнастики.

С сигнальными метками.

Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их следует в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно – игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуется заменять на новые.

Упражнения с индивидуальными офтальмотренажерами. На офтальмотренажеры, «держалки» помещаются предметные картинки по лексическим темам, дети сами держат их на вытянутой руке перед собой и действуют по словесной инструкции, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Упражнения с настенными и потолочными офтальмотренажерами. Это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей.

Электронная гимнастика для глаз. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует развитию прослеживающих функций глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физкультминутки для глаз проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

1. Дети без очков. Коррекция зрения без лекарств и скальпеля. Ильинская М.В. 2014 год.

2. Основы Тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Мирянская Н, Синякина А, 2014 год.

3. Сиротюк А. «Все хорошо вовремя», журнал «Здоровье дошкольника», №3, 2008 год.

Консультация для воспитателей: «Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

«Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

Зрение является одним из основных органов чувств, который обеспечивает человеку до 90% информации об окружающем мире. Но зрительная система очень хрупка и уязвима, особенно в детском возрасте. Ещё 10 лет назад медики говорили о снижении зрении у детей начальной школы, то сейчас детей с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях.

Анализ заболеваемости воспитанников в нашем учреждении за последние 3 года показал, что количество воспитанников с нарушением зрения с каждым годом увеличивается.

В связи с этим одним из задач годового плана в этом учебном году:

– активизировать использование методов для профилактики нарушений зрения у воспитанников

Причины нарушения зрения у детей.

1.Повышенная нагрузка на глаза (отсутствие ограничения просмотра телевизора и времени, проведенного за компьютером) со стороны родителей

Длительный просмотр телевизионных передач вызывает зрительное утомление, которое сопровождается нарушением кровоснабжения тканей глаза, напряжением глазных мышц, что в конечном итоге ведет к снижению зрения.

Какие бы современные средства защиты не имел монитор компьютера, длительное нахождение у экрана отрицательно сказывается на зрении . В результате длительного, непрерывного устремления взора на экран монитора, глазные мышцы находятся в постоянном напряжении, что приводит к зрительному утомлению

Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны для зрения всевозможные «стрелялки» , мелькающими световыми и цветовыми эффектами.

Длительные занятия или игры, связанные с напряжением зрения.

2.Неправильная посадка за столом при выполнении зрительной работы.

Неправильная посадка – сутулость, искривление позвоночника – приводят к повышенному напряжению наружных и внутренних мышц глаза, а также мышц шеи и позвоночника.

В результате глаза “работают” с перегрузкой и быстро утомляются. Кроме того, постоянное напряжение различных групп мышц нарушает процесс кровообращения в глазах, что способствует “изнашиванию” глаз и появлению или прогрессированию глазных заболеваний.

3. Недостаточное освещение рабочего места .

Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещённости.

4.Снижение иммунитета, частые инфекционные или воспалительные заболевания глаз.

Это ячмени, конъюнктивиты и другие проблемы с глазами.

Причинами конъюктивита могут быть бактерии, вирусы, которые вызывают ОРЗ, ангину.

5.Неблагоприятные воздействия на глаза окружающей среды.

Солнечное излучение, плохая экология, пыль, хлорированная вода отрицательно влияет на орган зрения. Если ребенок будет долго смотреть на солнце, на искры сварки, постоянно подвергаться попаданию соринок и песка в глаза, терпеть микротравмы глаз, которые могут происходить ежедневно – велика вероятность, что в скором будущем у ребенка начнутся проблемы со зрением.

6.Недостаток витаминов, важных для зрения, в рационе тоже может причиной нарушений зрения у детей.

7. Нарушение гигиены зрения

Профилактика нарушения зрения у детей.

Рациональная организация зрительного труда;

Разумные зрительные нагрузки .

Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы.

-Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

– Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

-Непрерывная длительность просмотра телепередачи в младшей и средней группах – не более 20 мин., в старшей и подготовительной- не более 30 мин.

-Необходимо обеспечить достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см, и до телевизионного экрана – 2-3 метра.

Соблюдение светового режима

Освещение рабочего места

Для предотвращения переутомления или усталости ребёнка, очень важно соблюдать световой режим

Освещение рабочей поверхности должно происходить следующим образом: источник света обязательно должен располагаться спереди и с противоположной стороны от ведущей руки. Свет всегда должен быть мягким (матовая лампа), не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий. Исключения составляют рассматривание картинок или чтение книг, в этом случае источник света может находится с любой стороны, главное что бы он равномерно освещал рабочую поверхность и не ослеплял глаза. Необходимо поддерживать уровень естественной освещенности на все время пребывания ребёнка в игровой деятельности.

3.Формирование навыка у детей правильной посадки при зрительной работе

Сидеть нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, руки свободно лежат на столе, локти не свисают, ноги всей стопой опираются на пол или скамеечку. Стул на 3-5 см задвинут под стул. Важно научить ребенка самому контролировать свою посадку. Так, проверить расстояние от глаз до книги или рисунка можно рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев касаются виска, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаются спинки стула.

4.Сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух

Для сохранения зрения абсолютно необходим свежий воздух , который ребенок должен получать постоянно. 1,5-2 часа в день минимум ребенок должен проводить на улице. Причем все это время он должен не сидеть на лавочке с книжкой, а больше гулять, бегать, двигаться.

5. Разнообразное, полноценное, богатое белками и витаминами питание.

Для зорких глаз полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина и лимоны. В межсезонье не отказывайте себе и детям в аптечных витаминно-минеральных комплексах для глаз.

7.Соблюдение гигиены глаз

Основными мерами профилактики распространения инфекционных заболеваний глаз являются соблюдение личной гигиены, индивидуальные полотенца, постельное белье.

8.Использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам

9. Формирование привычки выполнять упражнения, направленные на снятие зрительного утомления в детском саду и дома

Цель зрительной гимнастики:

включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка;

формировать у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения.

Гимнастика для глаз улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет глазодвигательные мышцы глаз, способствует к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний.

Общие правила проведения зрительной гимнастики:

фиксированное положение головы. Необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз;

длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах;

выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

После выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурит глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4.Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазными яблоками в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6.Выполняется сидя. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.

7.Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз.

8.Выполняется сидя. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

9.Выполняется сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем сделать ими круговые движения против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз.

10.Выполняется сидя. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раза.

1.Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

П однять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
2.Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
3.В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

П лотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
4.По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
5.В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
6.Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
7.В воскресенье будем спать,
А потом пойдем гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Указанные упражнения выполняются по возможности в середине каждого занятия. Продолжительность одной тренировки в пределах 3-5 минут.

Обучать детей упражнениям для глаз можно, начиная уже с 2-3-х лет.

Превратив эти упражнения из игры в привычку, можно добиться того, чтобы ребенок включал упражнения в комплекс поведенческих гигиенических процедур.

Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Ольга Мужилко
Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста

«Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста».

Из всех органов человека глаза считаются самым драгоценным даром.

Зрение даёт людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Поэтому так важно проводить работу по профилактике нарушения зрения у детей дошкольного возраста.

Осуществить это можно с помощью следующих профилактических мероприятий:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических условий, т. е. норм СанПиНа:

– необходимо повысить уровень естественной освещённости помещения (не рекомендуется вешать занавески на окна и устанавливать цветы на подоконник);

– соответствующий нормам СанПиНа уровень искусственной освещённости;

– подбор мебели в соответствии с ростом детей во всех группах;

2. Контроль за правильной позой детей за столом:

– расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев;

– при работе свет должен падать слева и спереди для правшей и справа для левшей.

3. Детям до 7 лет нельзя смотреть телевизор дольше 30-40 минут в день.

4. Расстояние до экрана телевизора должно быть не меньше 2-3 метров.

5. Использование наглядных пособий и кни, имеющих хорошее качество оформления.

6. Организация прогулок и игр на свежем воздухе.

7. Чередование занятий детей с отдыхом.

8. Знакомство детей с правилами гигиены зрения (валеология).

9. Наличие в ДОУ уголка здоровья для родителей с целью их просвещения.

10. Проведение гимнастики для глаз.

11. Организация рационального питания и витаминизации.

Для хорошего зрения необходимы продукты, богатые витаминами А, В, С и Е.

Витамин А является составной частью пигмента сетчатки глаза. Он нужен при любых нарушениях зрения. Его недостаток вызывает «куриную слепоту» (зрение слабеет в сумерках и с наступлением темноты).

Витамин В (рибофлавин). Недостаток приводит к слезливости, появлению размытых контуров предметов, «песку» в глазах, повышенной утомляемости, затруднению фокусировки.

Витамин С защищает сосуды, которые обеспечивают кровоснабжение сетчатки глаза.

Витамин Е – это сильный антиоксидант – вещество, которое снижает риск преждевременного старения тканей глаза, появления дистрофических изменений сетчатки и радужной оболочки.

Какие же продукты особенно полезны для зрения?

Фрукты и овощи жёлто-оранжевого и зелёного цвета богаты бета-каротином, который в организме преобразуется в витамин А.

Наиболее полезны: морковь, черника, говяжья печень, шпинат, творог, брокколи, рыба и рыбий жир.

Не пропустите тревожные симптомы!

– малыш щурится, глядя на удалённые предметы;

– низко склоняется над столом, когда рисует или читает;

– часто спотыкается и роняет предметы;

– старается сесть ближе к телевизору;

– постоянно склоняет головку набок;

– у ребёнка часто слезятся глаза.

Все эти симптомы – серьёзный повод посетить офтальмолога!

Берегите зрение!

Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников В последнее время проблема ухудшения здоровья населения в целом и, в частности, детей, стала национальной. Подписанное Президентом Российской.

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста 1. Роль движения в жизни человека. Можем ли мы представить себе жизнь без возможности ходить? Можем, но только в теории – по наблюдениям.

Фото отчет занятия ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Фото отчет занятия по ЛФК. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Лечебная физкультура дает возможность оказывать, общеукрепляющие.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки у дошкольников Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева Т. Н. Уважаемые родители, предлагаю вам поговорить о такой важной проблеме.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» Статика человека характеризуется вертикальным положением тела в пространстве, определяющем осанку. Осанку принято называть привычную позу.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье. При её.

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Здоровье для человека является главной ценностью.

Профилактика нарушения речи у детей дошкольного возраста в процессе использования нетрадиционных техник рисования (ФГОС) Одной из основных характеристик общего развития ребенка является формирование речи. Речь-это важнейший психический процесс, обеспечивающий.

Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речевые нарушения у детей дошкольного возраста Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением.

Профилактика нарушения зрения

Профилактика нарушения зрения очень важна, ведь каждый сталкивается с тем, что острота зрения с возрастом снижаться. Одним из сложнейших органов человеческого организма, без которого трудно воспринимать красоту мира, является глаз. При нарушениях в работе органа зрения человек чувствует себя некомфортно. Часто причиной дисфункции глаза является неправильный образ жизни.

Так же влияет низкая физическая активность, несоблюдение гигиенических требований к освещению помещений в дошкольных и учебных заведениях.

Обзор основных способов

Специалистами разработаны основные пути предупреждения нарушений зрения:

  1. Избегать перенапряжения глаз, периодически давая им минутный отдых во время длительной нагрузки.
  2. Оборудовать рабочий стол так, чтобы на него падал прямой, а не рассеянный или тонированный, свет.
  3. Использовать качественные солнцезащитные очки в разумных пределах, не надевая их в пасмурную погоду или во время нахождения в помещении.
  4. Не утомлять глаза неразборчиво написанными текстами.
  5. Воспитывать привычку к правильной осанке, чтобы предотвратить нарушения кровообращения и защемление нервов в шейном отделе позвоночника.
  6. Заниматься физкультурой и спортом.
  7. Соблюдать здоровый образ жизни, отказаться от алкоголя, сигарет.
  8. Включать в меню продукты, содержащие витамин А, Е, С, Д, богатые цинком, железом, кальцием, магнием.
  9. Повышать иммунитет, снижая риск заражения патогенными вирусами и бактериями.
  10. Соблюдать правила личной гигиены, не пользоваться чужими полотенцами, косметическими средствами.
  11. Выбирать контактные линзы только после консультации с офтальмологом.

Забота о зрении должна начинаться с раннего возраста и продолжаться в течение всей жизни.

Полезные рекомендации по профилактике

Сохранение остроты зрения должно проходить постоянно. Часто зрительные функции теряются из-за неправильного положения тела во время чтения. Приятно лежать в постели с книжкой в руках. Но при этом страдает кровообращение глаз и головного мозга.

При лежании на одном боку глаза постоянно находятся в напряжении, пытаясь сфокусироваться на строчке книги. Подобную нагрузку испытывает орган зрения и при чтении в транспорте.

Повсеместное использование компьютера привело к тому, что количество людей с нарушениями зрения увеличилось в несколько раз. Не стоит проводить дни, находясь в виртуальном мире интернета.

Тут тоже нужно соблюдать правила. Смотреть на монитор лучше с точки, находящейся выше экрана. А яркость и контрастность картинки настраивается с учетом того, чтобы изображение было в десять раз ярче фона.

Глазам нужно давать отдых, они не должны находиться в напряжении постоянно. Каждые сорок минут необходимо отрываться от монитора, посмотреть в течение трех-пяти минут вокруг себя, на пейзаж за окном. Полезно регулярно проводить гимнастику для глаз.

Водным процедурам также отводится не последнее место в деле профилактики зрительной дисфункции. Утреннюю гигиену начинают с ополаскивания каждого глаза сначала холодной, затем теплой водой. Можно заменить это наложением поочередно холодных и горячих компрессов на область век.

Часто глаза страдают от нехватки жидкости. Снимают сухость роговицы с помощью специальных капель на основе искусственной слезы.

Рекомендации по предупреждению расстройства зрения несложны, выполнение их обязательно в любые возрастные периоды.

Как предупредить расстройства зрения у детей дошкольного возраста

Уже в детском саду встречаются дети, страдающие близорукостью, дальнозоркостью, косоглазием, астигматизмом. Поэтому важно направить силы на сохранение нормального зрения и проводить профилактику нарушения зрения у детей, правильно организовывая их занятия как дома, так и в дошкольном учреждении.

По времени лепка из пластилина, рисование, игра с конструктором не должны занимать более часа в день. В занятиях делают перерыв на десятиминутный отдых, во время которого ребенок должен больше двигаться.

Для улучшения остроты зрения дошкольнику необходимо предлагать игрушки, которые могут прыгать, вертеться, двигаться, катиться. Полезно устраивать для малышей игры с мячом.

Вредное воздействие на функцию зрения оказывает долгое сидение перед телевизором, за компьютером.

В этом случае существует ряд правил, которые необходимо соблюдать:

  1. Расстояние до экрана телевизора должно достигать двух-пяти метров, до монитора компьютера — сорок сантиметров.
  2. Усаживать ребенка надо прямо перед экраном, а не сбоку.
  3. Помещение должно хорошо освещаться.
  4. Во время рисования необходимо следить за посадкой малыша: спина прямая, локти не свисают, стопа упирается в пол.
  5. Расстояние до книги — двадцать пять — тридцать сантиметров.

При обнаружении нарушения зрения ребенка срочно ведут на прием к специалисту, который даст соответствующие рекомендации.

Предупреждение зрительных нарушений у младших школьников

Именно в младших классах школы у большинства детей начинаются проблемы со зрением.

Предупредить снижение зрительной функции можно, если выполнять ряд требований:

  1. Письменный стол должен стоять рядом с окном, свет от которого не должен закрываться высокими цветами. Во время работы за столом включают настольную лампу, мощность которой не выше восьмидесяти Ватт. Важно, чтобы прибор был с абажуром.
  2. Не стоит забывать во время занятий о правильной позе, которую нужно постоянно контролировать. Спина должна быть прямая, локти не должны свисать. Заниматься за кухонным столом вредно.
  3. Утомление детского организма ведет к снижению остроты зрения. После занятий в школе необходимо дать ребенку отдохнуть в течение полутора-двух часов. А между занятиями лучше делать десяти- или двадцатиминутный перерыв через каждый час.
  4. Смотреть телевизор надо сидя на стуле или в кресле не ближе одного-двух метров при черно-белом изображении, до трех метров — при цветном. В комнате во время просмотра телепередач в вечернее время включают верхний свет.
  5. Поступление в организм младшего школьника необходимых для качественного зрения витаминов, элементов очень важно. Поэтому нужно употреблять как можно меньше рафинированной пищи, а больше фруктов, овощей, зелени. Рациональное питание основано на сбалансированности состава потребляемых продуктов.
  6. Роль регулярной гимнастики для глаз высока. Выполняют упражнения сидя, в течение трех-пяти минут после длительной зрительной работы.
  7. Предупредить близорукость можно, регулярно выполняя комплекс утренней гимнастики, процедур закаливания, физкультурных занятий.

Профилактические мероприятия направлены не только на предотвращение возникновения у школьника зрительных нарушений, но и на укрепление здоровья, иммунитета ребенка.

Видео

Меры, подходящие для подростков

При неправильной организации школьного процесса часто у детей в подростковом возрасте развивается миопия, или близорукость. В последние годы количество подростков с этим нарушением выросло в полтора раза. Из-за снижения зрения дети находятся в постоянном состоянии психологического, социального дискомфорта, ведущего в последующем к сужению их профессионального выбора.

Плохо приспособленная под рост подростка мебель ведет к неправильной осанке, утомлению мышц. Ученик старшей школы начинает склоняться низко над столом, чтобы их расслабить. Привычка неправильно сидеть — частая причина близорукости у подростков.

Ослабление зрения связывают и с увлечением подрастающего поколения компьютерами, современными гаджетами. Иногда они сидят в них целый день без перерыва. Для глаз такое увлечение вредно. Напряженные глазные мышцы устают, что ведет к резкому снижению зрения.

Для подростка важно после часа-двух работы за компьютером прерываться, походить по комнате. А лучше сделать перерыв и поиграть в бадминтон, мяч.

Функции зрения проще сохранить у подростков, если в их рационе присутствует продукты с достаточным количеством витаминов.

Важность профилактики нарушения зрения в том, чтобы социальная адаптация выпускников школы прошла успешно, и они смогли выбрать ту профессию, которая будет им интересна, принесет пользу.

Комплекс упражнений для любого возраста

Для людей любого возраста, а детей особенно, ежедневные упражнения для глаз помогут сохранить функции этого органа в норме на долгие годы.

В оздоровительный комплекс включают различные упражнения:

  1. Быстрое моргание глазами в течение пятнадцати секунд. Повторяют движение сидя на стуле пять-шесть раз.
  2. Рисование глазами круга сначала вправо, затем влево, по пять раз в каждую сторону.
  3. Массаж век закрытых глаз круговыми движениями указательных пальцев на протяжении минуты. После небольшого перерыва упражнение повторяют.
  4. На стекло окна наклеивается круглая метка на уровне глаз. Взгляд переводят от метки на предмет за окном, находящийся вдали. Упражнения проводят каждый день в течение двух недель. Продолжительность их начинается с трех минут, увеличиваясь постепенно до семи.
  5. Приняв положение стоя, выполняют слежение за движением указательного пальца вытянутой руки вправо — влево. На упражнение затрачивают две минуты, сначала вытягивая одну руку, затем вторую.
  6. В исходном положении стоя, ноги на ширине плеч, вытягивают руки вперед. Медленно считая до семи, приближают ладони к лицу, не отводя от них взгляда. Повторяют пять раз.
  7. Встают прямо, расставив ноги на ширину плеч, руки опущены. Поднимая руки вперед, затем вверх, не сводят взгляда с кончиков пальцев. Повтор упражнения пять-шесть раз.
  8. Приняв исходное положение сидя, сильно зажмуривают глаза и открывают их после счета до десяти. Достаточно выполнить упражнение три раза.
  9. Не меняя исходное положение, закрывают глаза, расслабляют веки. Через пять-семь секунд открывают и смотрят вдаль.

Комплекс зрительных упражнений можно разработать самостоятельно, учитывая рекомендации специалистов.

Физическая культура и упражнения для глаз — комплекс занятий

Выполнение упражнений лечебной физкультуры способствует не только укреплению здоровья, но и предупреждает снижение зрения.

Упражнения выполняют сидя на полу, упор руками сзади:

  1. Ножницы. Выполнение перекрестных движений прямыми ногами, следя взглядом попеременно то за одной, то за другой ногой.
  2. Поднимание и опускание прямых ног.
  3. Круговые движения прямыми ногами по очереди. Взор перемещается за движениями ног.
  4. Махи попеременно правой и левой ногой, взгляд удерживают на кончиках пальцев.

Упражнения для выполнения стоя, с палкой или гантелями:

  1. Приседания с гимнастической палкой. Прямые руки удерживают палку впереди. Во время движения руки уводятся вверх. Глаза следят за руками.
  2. Гантели находятся впереди на вытянутых руках. Выполняют круговые движения правой рукой, затем — левой. Глаза следят за движением.
  3. Поднимание рук с гантелями вверх поочередно, следя взглядом за движением.

В комплексе есть упражнения с мячом. Для их выполнения нужен партнер. Мяч передают ему руками из-за головы. Полезно бросать теннисный мячик в цель с расстояния пяти — шести метров.

Упражнения подбираются с учетом возраста ребенка или взрослого, начиная с легких и заканчивая более сложными. В конце гимнастики проводят упражнения на восстановление дыхания и расслабление.

Предупреждаем проблемы со зрением в разные возрастные периоды

Несмотря на то, что у взрослых людей зрение сформировано, у них постепенно происходят возрастные изменения, которые отчасти можно предупредить. Способы профилактики позволяют предотвратить или уменьшить ухудшение работы глаз в связи со стрессами, перенапряжением, а также ослабить возрастные изменения зрения.

Правильное расположение рабочего места остается важным и для взрослого человека. Персональный компьютер должен находиться на расстоянии вытянутой руки, яркость его не должна контрастировать с внешним светом.

Правильная осанка направлена на расслабление мышц спины и шеи, что улучшает кровоснабжение головного мозга и глаз. Чередование напряжения и расслабления зрительных мышц приводит к их укреплению.

Длительная работа за компьютером вызывает возникновение синдрома сухого глаза. Поэтому после зрительных нагрузок необходимо применение увлажняющих, иммуностимулирующих капель типа искусственной слезы. Использование защитных очков также полезно для сохранения зрения.

В разные возрастные периоды не стоит забывать о гимнастике для глаз, занятиях спортом, физкультурой, водных процедурах. Это снимет напряжение с глаз, повысит их выносливость и укрепит организм в целом.

Визиты к офтальмологу играют важную роль в предупреждении глазных болезней. После сорока лет консультации специалиста должны проходить ежегодно.

Особенности функции глаз

Основной функцией глаза является способность воспринимать свет, видеть очертания предметов, их цвет, форму, положение. Основными рецепторами сетчатки глаза являются колбочки и палочки. Колбочки ответственны за восприятие большей части цветного спектра, но способны работать только при хорошем освещении.

Палочки распознают только изумрудно-зеленую часть спектра, но отвечают за ночное видение. В рецепторах происходит превращение световых волн в нервные импульсы, которые идут в головной мозг по зрительному нерву. Там происходит трансформация их в образы окружающего мира.

Острота видения зависит от четкого попадания изображения на центральную часть сетчатки в область макулярного пятна. Благодаря периферическому зрению человек ориентируется в пространстве. Глаз видит, пусть и нечетко, то, что находится за пределами пятна сетчатки.

Среди функций зрения можно также выделить:

  • определение интенсивности и яркости света;
  • распознавание оттенков цвета;
  • способность к бинокулярному зрению.

Из-за нарушений одной из функции зрительного органа человек любой возрастной категории чувствует себя менее успешным.

Профилактика зрения у детей и подростков

Согласно данным медицинской статистики наблюдается увеличение частоты выявления заболеваний, в частности глазных патологий в детском и подростковом возрасте.

Заболевания органа зрения занимают 3 место в структуре детской заболеваемости.

Ориентировочно 10% детей имеют патологии глаза, при этом во многих случаях они остаются не диагностированными и продолжают прогрессировать, что существенно снижает качество жизни в подростковом и во взрослом возрасте.

Помимо врожденных заболеваний глаз часто происходит развитие приобретенных патологий, которые развиваются в результате генетической предрасположенности, травм или неправильного образа жизни ребенка.

Критическим моментом в появлении заболеваний органа зрения является период начальной школы, когда ребенок сталкивается с новыми видами деятельности, требующими продолжительного напряжения глаз (чтение, письмо, уроки информатики и др.).

Состояния, требующие безотлагательной консультации у офтальмолога в детском возрасте

В медицине остро стоит вопрос о профилактике глазных заболеваний у детей. Мероприятия по предотвращению развития глазных болезней и осложнений должны быть регулярными, комплексными и индивидуально подобранными врачом офтальмологом.

К наиболее часто встречаемым заболеваниям глаз в детском возрасте относят:

  • Близорукость или миопия (патологическое состояние, характеризуется несоразмерностью рефракции световых лучей и проецированием изображения перед сетчаткой глаза). Причинами возникновения в детском возрасте могут послужить ослабление аккомодации, генетическая предрасположенность, слабость склеры, ранние и чрезмерно интенсивные зрительные нагрузки в раннем детском возрасте (длительное просматривание монитора телевизора, компьютера, дисплея смартфона с близкого расстояния и т.п.). Профилактика миопии важна для будущей активной деятельности ребенка и должна проводиться и контролироваться родителями в обязательном порядке;
  • Дальнозоркость или гиперметропия (заболевание также относится к нарушениям преломления лучей света, проходящих через прозрачные структуры глаза, но характеризуется проецированием изображения за сетчаткой глаза);
  • Астигматизм (нарушение рефракции из-за патологического изменения структуры роговицы и/или других прозрачных сред глаза, через которые проходит световой пучок, формируя изображение на сетчатке);
  • Косоглазие;
  • Синдром сухого глаза и др.

Профилактика этих заболеваний в детском возрасте, особенно при наличии факторов риска, существенно снизит вероятность их развития в подростковом и взрослом возрасте и улучшит качество жизни человека.

Признаки появления заболеваний глаз у ребенка

Для начала целенаправленных профилактических мероприятий для предотвращения развития определенных глазных заболеваний необходимо знать первые проявления патологий.

Своевременно выявить глазные заболевания у ребенка сложно, потому что дети часто не могут пожаловаться на беспокоящие усталость и сухость глаз и др. симптомы. Они часто не обращают на это внимание, и заболевание остается скрытым от родителей и проявляется уже в среднем или тяжелом состоянии.

Наиболее распространенные симптомы нарушения зрения у детей:

  • Ребенок часто прищуривается. Это связано со стремлением увидеть картинку более четкой. Нередко встречается при патологиях рефракции, аккомодации;
  • Частое моргание, ребенок трет глаза, что сопровождается их покраснением. Это может быть симптомом «сухого глаза»;
  • При рассмотрении текста или картинок в книге или не гаджете старается слишком близко или наоборот далеко расположить предмет. Может быть признаком развития миопии или гиперметропии;
  • Головные боли, головокружение. Частое и интенсивное напряжение в глазах при различных патологиях провоцирует данные симптомы;
  • Неуспеваемость в школе, неусидчивость. На первый взгляд не имеет ничего общего с заболеваниями глаз. Но трудности во время чтения из-за нарушения фокусировки зрения могут стать причиной этого;

Профилактические рекомендации

Многие заболевания закладываются еще в детском возрасте и вместе с взрослением человека постепенно развиваются и прогрессируют. Результаты этих патологий и их осложнения значительно усложняют жизнь. Это касается в первую очередь заболеваний глаз. Поэтому офтальмологи настаивают на проведении консультации и общего обследования глаз ребенка еще на ранних сроках.

При посещении врача целесообразно определить внутриглазное давление (с целью предотвращения или диагностики глаукомы на ранних этапах), исследовать функции аккомодации и рефракции, провести осмотр глазного дна.

Все эти мероприятия относятся к профессиональной профилактики заболеваний глаз у детей и подростков. Врачи оценят полученные данные и разработают комплекс профилактических и лечебных мероприятий, которые предотвратят появление, прогрессирование и развитие патологий зрительного анализатора.

  • Помимо профессиональных исследований и рекомендаций целесообразно:
    Следить за правильностью чтения ребенка. Положение при этом должно быть анатомически правильным, чтобы мышцы глаз не перенапрягались. Книга или устройство для чтения должно находиться на расстояние 35-40 см от глаз, должно быть достаточное освещение. Эти рекомендации касаются и процесса письма;
  • Регулярные гимнастические упражнения также позволят снять напряжение с глаз. Их рекомендуют делать детям при чтении, письме, просмотре телевизора или при провождении времени за компьютером каждые 30-45 минут;
  • Важное значение имеет распорядок дня, сбалансированность режима труда и отдыха, полноценный сон;
  • Правильное сбалансированное питание, употребление продуктов богатых витаминами и минералами способствуют поддержанию глазных структур в здоровом состоянии. В рационе ребенка обязательно должна присутствовать морковь, черника и другие продукты, богатые продукты, богатые каротиноидами, лютеином и зеаксантином (при отсутствии аллергии).
Читайте также:  Травма глаза куда обращаться
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector