Профилактика нарушения зрения у школьников - Zeniza.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Профилактика нарушения зрения у школьников

Профилактика нарушения зрения у школьников.

Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для учебы, отдыха, повседневной жизни. Таким образом, глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния человека.

Снижение остроты зрения у большого количества людей, в том числе у детей и подростков, стало серьезной проблемой в наше время. Необратимые изменения хрусталика появляются вследствие длительного напряжения и фокусирования взгляда на предметах, находящихся слишком близко от глаз. Каждый человек должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. В настоящее время очень актуальна профилактика нарушения зрения у школьников.

Факторы риска.

Причины ухудшения зрения у школьников, в первую очередь необходимо искать в образе жизни:

– длительное нахождение у домашних приборов: компьютера, планшета, мобильного телефона;

– «отдых» у телевизора;

– чрезмерное напряжение зрительного аппарата (большое количество уроков);

– не соблюдение режима дня (сочетание активных занятий и отдыха);

– недостаток подвижных игр, прогулок на свежем воздухе;

– замена солнечного света искусственным (особенно в зимний период);

– плохое освещение (избыток света или темнота);

– неправильная осанка (сдавливаются сосуды, питающие мозг, что может тоже привести к нарушению зрения);

– несбалансированное питание (в пище должны быть необходимые витамины и минералы);

Основные виды нарушения зрения.

Среди основных расстройств зрительного аппарата у школьников выделяют: спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие:

Спазм аккомодации – чрезмерное напряжение мышц, которое не проходит даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм дается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли.

Близорукость – очень распространенное расстройство зрения. При этом изображение предметов расположенных вдалеке (от 1 метра и более) нечеткое и размытое, так как они отображаются не на сетчатке, а перед ней. Может возникнуть при длительных нагрузках (чтение, письмо, игр на компьютере, просмотр телепередач).Тревожным сигналом для родителей, указывающим на развитие близорукости, может послужить желание ребенка сесть поближе к телевизору, низко склониться перед тетрадью или держать книгу близко к глазам при чтении.

Дальнозоркость – чаще это врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока, при этом изображение отображается за сетчаткой, а не на сетчатке. Предметы, расположенные на близком расстоянии от глаз (20-50 см) видятся размыто, и сфокусироваться на них практически невозможно.

Астигматизм – это нарушение зрения, при котором в глазу существуют сразу две точки фокуса, при этом обе из них расположены неправильно. Это связано с тем, что роговица глаза преломляет лучи по одной оси сильнее, нежели по другой. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии. Если школьник пишет большими буквами с сильным наклоном — это сигнал, указывающий на развитие астигматизма.

– Косоглазие – это положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз, практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

За какой партой должен сидеть ребёнок с плохим зрением?

– если острота зрения (в очках или без) хотя бы одного глаза 0,7-1,0, то ребенок может сидеть за любой партой;

– если острота зрения 0,4-0,6 – не далее 2 парты;

– при зрении ниже 0,4 – только за первой партой.

Меры профилактики.

Предупредить заболевание гораздо легче, чем его лечить. Профилактикой болезней глаз у детей является соблюдение здорового образа жизни, а именно:

– не стоит чрезмерно нагружать первоклассника дополнительными занятиями, лучше отдайте его в спортивную секцию;

– для эффективного кровоснабжения глаз необходима правильная осанка и здоровый позвоночник. Хорошо справится с этими задачами плавание, можно отдать ребенка на танцы. Настольный теннис и занятия с мячом способствуют тренировке глаз и развитию аккомодации;

– для того чтобы избежать расстройств в работе зрения, следует соблюдать несколько правил:

– не перенапрягать зрением — в перерывах между занятиями (чтением, письмом) необходимо давать глазам отдохнуть по 15 минут через каждые 30-40 минут (домашние занятия учащихся 1-2-х классов не более 1,5-2 часов, 3-4-х классов – 2 часов, старших школьников-не более 3-4 часов);

– ограничить до минимума время работы за компьютером;

– отказаться от длительного просмотра телевизионных программ в пользу прогулки на свежем воздухе;

– вовремя вставать и ложиться, по возможности отдыхать днем (послеобеденный сон);

– следить за гигиеной глаз;

– избегать стрессов, не перегружаться;

– создавать хорошее освещение рабочего места ребенка. Свет должен быть с левой стороны стола. У всех источников света должна быть примерно одинаковая цветовая температура);

– употреблять в пищу продукты богатые необходимыми для глаз витаминно-минеральным комплексом (морковь, свежая черника, апельсины, желтый болгарский перец, орехи, молочные и кисломолочные продукты, шпинат, листья салата, тыква, печень, рыба, яйцо);

– соблюдать правильную осанку;

– расстояние от глаз до книги или монитора — должно быть не менее 30-40 см и обязательно фиксированным (расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м);

– показывать ребенка раз в год офтальмологу (а если в семье есть родственники с миопией, то чаще);

Гимнастика для глаз.

Специальные упражнения — это профилактика, направленная на сохранение зрения и снятие напряжения глаз. Три минуты глазной зарядки в день помогут «натренировать» глазные мышцы. Подросткам, часами просиживающими за компьютером, такая тренировка необходима в первую очередь. С помощью мини-зарядки они могут даже улучшить качество зрения. А у тех, кто постарше, регулярное выполнение «глазного комплекса» поможет притормозить прогрессирующую близорукость и быстро снять усталость:

– самый простой метод – рисовать глазами цифры. Для этого необходимо сесть прямо и, не изменяя положения головы, обоими глазами «рисовать» воображаемые цифры максимально возможного размера. Сначала от «0» до «3» и от «3» до «0», затем от «0» до «5» и обратно. Чем больше амплитуда движений глазных яблок, тем лучше. Упражнение повторяют 2 раза в день. Через 10-12 дней можно начинать рисовать цифры от «0» до «10» и обратно;

– расслабление — с закрытыми глазами вспомнить приятные моменты жизни;

– круговые движения — открытыми глазами по часовой стрелке, затем – против;

– моргание – не менее 100 раз;

– «темное расслабление» — положите ладони на закрытые глаза и постарайтесь добиться глубокого черного цвета;

– «косые глаза» — сведите глаза к носу;

– «близко-далеко» — переводите взгляд с близкого на дальний предмет.

Чтобы техника не стала причиной ухудшения зрения, родители и дети должны понимать, как она может навредить. Вместо того чтобы запрещать ребенку пользоваться компьютером и гаджетом, необходимо объяснить, что не стоит держать близко гаджеты перед глазами или читать в транспорте.

Вылечить уже возникшую близорукость невозможно. Но при правильном подходе в 82% случаев можно стабилизировать остроту зрения. Это возможно только совместным трудом офтальмолога, родителей и маленьких пациентов. Любое подозрение на возникновение зрительных проблем у ребенка — повод для посещения окулиста.

Раннее обнаружение проблем – нередко гарантия полного избавления от них. Относитесь к своим глазам бережно и внимательно.

УЗ «1-я городская детская поликлиника».

Профилактика нарушений зрения у школьников

Профилактика нарушений зрения у школьников.

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Порядка 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах страдает заболеваниями органов зрения. Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

Некоторые дети имеют проблемы со зрением и носят очки еще до поступления в школу. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза. Если ребенок редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, часто болеет, то у него повышается вероятность развития зрительных расстройств.

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Освещение должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резких теней и бликов. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева для правшей, справа для левшей, лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт. Кроме местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах.

Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, что положительно сказывается и на зрении.

В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений – широкое использование персональных компьютеров. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только для органов зрения, но и для всего организма в целом. Многие дети часами просиживают за монитором. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» — игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников, обязательно должен быть перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Кроме того, можно использовать специальные капли – заменители слезы (лакрисин, слеза натуральная и др.).

Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

· Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.

· Правильно питаться. Людям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые витаминами, среди которых особое значение имеют витамин В2 (рибофлавин), улучшающий цветоразличение и ночное зрение, и витамин А, при недостатке которого страдает сумеречное зрение («куриная слепота»).

Читайте также:  Как лечить внутренний ячмень на глазу

В рационе детей страдающих близорукостью должны быть морковь, красный сладкий перец, шпинат, черника, кукуруза, манго, персики, рыба, шиповник и цитрусовые.

Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения (комплексные поливитаминные препараты и пищевые биодобавки с черникой).

Улучшать кровоснабжения глаз. Хороший эффект дают как прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, так и специальная гимнастика для глаз.

Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие — утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействовать на питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физические упражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений для младших школьников

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 — 5 раз.

4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.

5. Исходное положение — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 — 5 раз.

Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов

1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке стола, — выдох. Повторить 5 — 6 раз.

2. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5 — 6 раз.

3. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5 — 6 раз.

4. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем — влево. Повторить 5 — 6 раз.

5. Сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4 — 5 раз.

6. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2 — 3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3 — 5 секунд. Повторить 6 — 8 раз.

7. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.

Социальная профилактика включает в себя всю окружающую ребенка среду. Известно, что дефекты зрения формируются под влиянием сложного комплекса многочисленных факторов, в котором переплетаются внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) влияния. При этом во всех случаях определяющими оказываются условия внешней среды. Их очень много, но особенно большое значение в детском возрасте имеет характер, длительность и условия зрительной нагрузки.

Меры по предупреждению близорукости у детей школьного возраста должны быть направлены на снятие всех видов напряжения: мышечного, зрительного, нервного. Проще всего устранить напряжение мышечное, обеспечив ребенку правильную осанку за столом. Необходим стул с возможностью регулировки наклона спинки и высоты сиденья, и стол, соответствующий росту ребенка. Спина сидящего должна прилегать к спинке стула, а локти лежать на столешнице. Под ноги ставится небольшая скамеечка, чтобы разгрузить мышцы спины и избежать наклона вперед. Для того чтобы научить малыша правильно сидеть, его необходимо контролировать весь первый год обучения.

Через каждые двадцать минут работы, первокласснику необходим десятиминутный отдых, во время которого ребенок должен побегать, попрыгать, т. е. избавиться от нервного напряжения.

Чтобы не допускать зрительного утомления, книгу нужно положить на подставку на расстоянии 35 сантиметров от глаз. Настольная лампа с галогеновым светильником, как правило, ставится слева. Сочетание дневного и искусственного светы вреда не принесет. Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Восьмилетний ребенок может просидеть за компьютером не больше 20 минут в день. Жидкокристаллический монитор позволяет увеличить это время до полутора часов, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз. То же самое касается телевизора. Его экран должен находиться не ближе 2 метров от лица ребенка. Не рекомендуется смотреть передачи в темноте, лучше включить свет, который не дает бликов на экране.

Физическое воспитание ребенка должно включать в себя хотя бы утреннюю гимнастику и полноценные занятия на уроках физкультуры. Существует закономерность: чем ниже уровень физического развития ребенка, тем выше степень близорукости. Снижение остроты зрения – это показание для посещения спортивной секции, а не повод для освобождения от уроков физкультуры.

Таким образом, только совместные усилия врачей, родителей, учителей по привитию ребенку навыков здорового, активного образа жизни смогут снизить процент детей со сниженным зрением. Народная мудрость, проверенная веками, гласит: «Береги платье снову, а здоровье — смолоду». Так и профилактика любых отклонений здоровья наиболее эффективна на начальном этапе заболевания или до его выявления. Не пренебрегайте простыми житейскими советами, берегите зрение!

Профилактика нарушения зрения у школьников
статья по теме

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_narusheniy_zreniya_u_shkolnikov.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений зрения у школьников

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональных свойствах зрительного анализатора – наших глазах. С другой стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям и заболеваниям. Особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат. Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная предрасположенность и др.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей – это спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Спазм аккомодации . Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Спазм сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Близорукость. Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. Первые признаки появления дальнозоркости – ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и поздних стадиях – понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

Астигматизм. Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает близорукость .

Упражнения для глаз.

  1. Закрыть глаза, расслабить мышцы лба. медленно с напряжением сместить глазные яблоки в крайне левое положение, через 1-2 с так же перевести взгляд вправо. Проделать 10 раз. Следить за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щуриться.

Эффект: расслабление и укрепление глазных мышц, избавление от боли в глазах.

  1. Моргать в течении 1-2 мин.
  2. с напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
  3. В течении 10 с несколько раз сильно зажмуриться .
  4. В течении 10 с менять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
  5. Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно. Побыть в таком положении 2 мин.

Эффект: химическое восстановление рецепторов глаз, расслабление глазных мышц, улучшение кровообращения в зрительно аппарате, избавление от ощущения усталости глаз.

1. Все упражнение следует повторять не менее 6 раз.

2. Горизонтальные движения глаз слева направо и наоборот.

3. Вертикальные движения вверх–вниз.

4. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.

5. Интенсивное зажмуривание и расслабление глаз в быстром темпе.

6. Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

7. Сведение глаз к носу. Для этого медленно поднесите палец к переносице, следя за его кончиком. Глаза легко «соединятся».

8. Частое моргание глазами.

9. Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь, затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

1. Смотреть вдаль прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставить палец на расстояние 25–30 см от глаз, смотреть на него 3–5 секунд. Опустить руку, снова посмотреть вдаль. Повторить 10–12 раз.

2. Взять карандаш, вытянуть руку перед собой, а затем медленно приближать к кончику носа, следя за движением карандаша. Повторить 10–12 раз.

3. Прикрепить на оконном стекле на уровне глаз круглую метку диаметром 3–5 мм (подойдёт любая наклейка). Переводить взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10–12 раз.

4. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисовать глазами «восьмерку». Повторить 5–7 раз.

5. Поставить большой палец руки на расстоянии 20–30 см от глаз, смотреть на кончик пальца 3–5 секунд. Закрыть один глаз на 3–5 секунд, затем открыть снова посмотреть на кончик пальца. Закрыть другой глаз. Повторить 10–12 раз.

6. Смотреть 5–6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отвести руку вправо, при этом следить за пальцем, не поворачивая головы. То же выполнить левой рукой. Повторить 5–7 раз в каждом направлении.

7. Не поворачивая головы, медленно перевести взгляд влево вниз, затем – вправо вверх. Затем вправо вниз и влево вверх. Повторить 5–7 раз. Затем выполнить в обратном порядке

Для профилактики близорукости полезны следующие упражнения (исходное положение сидя, каждое повторяется 5-6 раз):

  1. Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперед, выдох.
  2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки.
  3. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.
  4. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
  5. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за движением рук, не поднимая головы, руки опустить (выдох).

Указанные упражнения желательно повторять через каждые 40-50 минут работы за компьютером. Продолжительность однократной тренировки 3-5 минут.

Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации)

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Сохранить и восстановить зрение помогут специальные комплексы упражнений, которые нужно выполнять не менее двух раз в день. Из предложенных нами вариантов вы можете выбрать для себя наиболее подходящей. Ещё лучшего результата поможет добиться чередование этих комплексов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в моей статье вы найдете много интересногоьв моей статье вы найдете много интересного и полезного для себя и вашего ребенка. в ней описаны причины влекущие за собой нарушение осанки, также.

Консультация для родителей.

Об ухудшении уровня физической подготовленности и физического развития свидетельствует возросшие в последние годы у школьников количества дефектов осанки. Принято считать, что нарушения осанки н.

Игры для тренировки визуального канала детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство профилактики нарушения зрения школьников.

Упражнения по коррекции и профилактике нарушения зренияКомплекс упражнений для профилактики искривления позвоночника.

Методическая рекомендация по теме «Профилактика нарушений зрения студентов средствами оздоровительно-коррекционной гимнастики» В работе рассмотрены и рекомендованы комплексы упр.

Профилактика нарушения зрения у школьников

Профилактика нарушений зрения у школьников

За последнее десятилетие возросло число людей, в том числе и детей, страдающих нарушением зрения. Наиболее распространенные нарушения зрения у детей – спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Среди перечисленных – близорукость и спазм аккомодации встречаются чаще всего.

Близорукость, как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки на близком расстоянии (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) происходят изменения в глазном яблоке, в результате этого ухудшается зрение вдаль.

Во избежание развития проблем со зрением у детей и подростков родители должны тщательно следить за здоровьем своего ребёнка, выполнять следующие рекомендации по профилактике различных глазных заболеваний, а именно:

– укреплять иммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить с ним на свежем воздухе. Положительное влияние на здоровье глаз оказывают бета каротин, витамины С, Е, цинк, калий, омега-3 жирные кислоты и др. Продукты, богатые этими питательными веществами, лучше употреблять в свежем виде. К ним относятся брокколи, брюссельская капуста, щавель, шпинат, апельсины, морковь, красный болгарский перец, киви, молочные продукты, морская рыба, яйца, орехи, чернослив, курага, изюм и бобовые. Полезны занятия физической культурой, это укрепляет организм, уменьшает возможность развития близорукости.

– правильно организовать рабочее место ребенка: в ыделить место для занятий у окна, соблюдая при этом режим освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование верхнего света, настольной лампы. П отолки, оконные проёмы и рамы желательно окрасить в светлый цвет, мебель также должна быть светлых тонов.

– расстояние при чтении и письме – не более 30-35см; бумага для письма должна иметь светлый цвет, стержень – тёмный.

– необходимо с ледить за тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.

– на выполнение домашних заданий должно отводиться для детей 2 классов до 1,2 часа, 3- 4 классов – 1,5 часа, 5-6 классов – 2 часа, 7- 8 классов – 2,5 часа, а старшеклассников – 3 часа. Приступать к выполнению домашних заданий следует не ранее чем через 2 часа после окончания уроков в школе. Обязательно делать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы, желательна в этот период гимнастика для глаз в течение 5-7 минут.

– контролировать просмотр телевизионных передач. Продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста – один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа. Минимальное расстояние до телевизора примерно 2-2,5 метра;

А также следует контролировать продолжительность работы (игр) на компьютере и игр на сотовых телефонах. Детям 5-6 лет не рекомендуют заниматься на планшетах, электронных книгах, ноутбуках. Продолжительность занятия для детей в возрасте 8-16 лет составляет 15-30 минут.

В учреждении образования педагог также должен обращать внимание на профилактику нарушения зрения путем проведения динамических пауз (перемен), осуществлять контроль за осанкой ученика, сидящего за партой, за правильной рассадкой детей в классе.

отделения гигиены детей и подростков Е. С. Песенко

За последние десятилетия значительно возросло число людей, страдающих нарушениями зрения: на конец 2012г. свыше 285млн. жителей нашей планеты страдают от нарушений зрения, у 45 млн. из которых слепота и 246млн. имеют пониженное зрение.

К сожалению, из общего количества людей, нуждающихся в коррекции зрения, число детей и подростков из года в год возрастает.

Беларусь в этом вопросе не исключение. Уже в первом классе 4-5% детей имеют близорукость, к концу начальной школы – 6-8% , к выпускному классу – 30-32% девочек и 26-28% мальчиков имеют сниженную остроту зрения.

ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ГЛАЗНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Нарушение зрения –состояние, при котором орган зрения получает искаженную информацию об объектах окружающей среды (величина, форма, цвет и т.д.).

Спазм аккомодации глазаэто патологический процесс, при котором мышца, отвечающая за хорошее зрение вдаль и вблизи, находится постоянно в состоянии сокращения. Он сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии.

Школьник, у которого развивается спазм аккомодации, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз. Часто спазм аккомодации переходит в близорукость.

Основные её причины:

Наследственность – если оба родителя близоруки, у детей вероятность появления близорукости возрастает.

Недостаток в рационе питания различных микроэлементов (таких, как Zn, Mn, Cu, Cr и др.), необходимых для синтеза склеры, может способствовать прогрессированию близорукости.

Перенапряжение глаз – длительные и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, плохое освещение рабочего места, неправильная посадка при чтении и письме, чрезмерное увлечение телевизором и компьютером. Как правило, появление близорукости совпадает по срокам с началом школьного обучения.

Неправильная коррекция – отсутствие коррекции зрения при первом появлении близорукости ведет к дальнейшему перенапряжению органов зрения и способствует прогрессированию близорукости, а иногда развитию амблиопии (резкое ухудшение зрения, сопряженное с полной слепотой), косоглазия. Если для работы на близком расстоянии используются неверно подобранные (слишком «сильные») очки или контактные линзы – это провоцирует перенапряжение мышцы глаза и способствует увеличению близорукости.

Дальнозоркость – в отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При дальнозоркости с любых расстояний ребенок видит нечетко, причем чем ближе, тем хуже. Может сопровождаться сходящимся косоглазием.

Астигматизмэто такое изменение кривизны роговицы или хрусталика, при котором происходит неодинаковое преломление светового луча и изображение на сетчатке получается нечетким, искаженным. Носит врожденный или приобретенный характер (например после травм или перенесенного воспаления роговицы).

Косоглазиеположение глаз, при котором зрительная линия одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого – отклонена в сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску – расходящимся, вверх или вниз – вертикальным. Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаз, косящий же глаз практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения. Может развиваться при нарушениях рефракции, неврологических нарушениях, после травм.

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Диагностика нарушений зрения проводится, как правило, в медицинских учреждениях и заключается в проверке остроты зрения, осмотре глазного дна (с помощью офтальмоскопа и (или) с фундус-линзой), определении рефракции (преломление лучей света в глазу, как оптической системе), других обследованиях.

Лечение назначает врач после установления точного диагноза.

В зависимости от заболевания назначается медикаментозное лечение, физиолечение, очковая или контактная коррекция, хирургическое лечение.

Главная цель при этомприостановить ухудшение зрения, а при возможности и полностью восстановить его.

Что касается близорукости высокой степени , то при ней основная задача – предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе. Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или замедлении прогрессирования миопии.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ УХУДШЕНИЯ ЗРЕНИЯ,

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

Если астигматизм, дальнозоркость чаще всего имеют врожденный характер, то спазм аккомодации и близорукость можно предупредить.

  1. Осуществлятьпосещение ребёнком офтальмолога не реже одного раза в год с профилактической целью и выполнять все предложенные рекомендации, особенно касающиеся очковой коррекции или подбора контактных линз.
  2. Укреплятьиммунитет ребёнка, постараться больше времени проводить с ним на свежем воздухе в хорошо озелененной местности.
  3. Следитьза тем, чтобы дети не читали и не играли лёжа, особенно на боку.
  4. Выделитьместо для занятий у окна, соблюдая при этом режим освещения – оно должно быть достаточным, желательно использование верхнего света, настольной лампы мощностью не менее 60-100Вт; исключить использование лампы дневного света.
  5. Свет в комнатедолжен быть мягким, не оказывать слепящего действии; потолки, оконные проёмы и рамы желательно окрасить в светлый цвет, мебель также светлых тонов.
  6. Во времяписьма, рисования, черчения источник света должен располагаться спереди и слева, а при чтении может быть и справа.
  7. Зрительное рабочее расстояниепри чтении и письме – не более 30-35см; бумага для письма иметь светлый цвет, стержень – тёмный.
  8. Выполнение домашних заданийдля детей 1-2 классов по времени не должно превышать 1,5-2 часа, 3-4 классов – не более 2 часов, а старшеклассников – не более 3-4 часов.
  9. Обязательноделать десятиминутные перерывы через каждые 30-40 минут работы; желательна в этот период и в школе и дома гимнастика для глаз в течение 5-7 минут из следующего комплекса упражнений:

Первое упражнение : голову держать прямо, мышцы шеи и лица расслаблены. Перемещать взгляд вверх, вниз, прямо, влево (5 раз).

Второе упражнение: медленно вращать глазными яблоками по часовой и против часовой стрелки (по 5 раз).

Третье упражнение : сильно зажмурить глаза, все мышцы лица и шеи напрячь (5 раз). Затем часто поморгать (10-20 раз).

Четвертое упражнение : легкими движениями нажимать пальцами рук на глазные яблоки через закрытые веки (3-5 раз).

  1. Приступатьк подготовке домашнего задания примерно через 2 часа после окончания уроков в школе.
  2. Просмотртелевизионных передач осуществлять на расстоянии примерно в 2- 2,5 метра ; продолжительность просмотра для детей дошкольного возраста не должна превышать 30 мин., младшего возраста – один час, среднего-1,5 часа, старшеклассников-2 часа.
  3. Контролироватьпродолжительность работы (игр) на компьютере и игр на сотовых телефонах.
  4. Строго придерживаться следующих временных нормативов пребывания ребенка за компьютером:учащимся начальных классов – 15 минут; 5-7 классов – 20 минут; 8-9 классов – 25 минут; 9-10 классов – 40 минут; 11 классов – не более 3 часов.
  5. Обеспечитьправильное сбалансированное питание ребенка как дома, так и в школе. Полезно мясо, рыба, печень, молочные и кисломолочные продукты, овощи, фрукты. Не увлекаться мучными изделиями, ограничить слишком соленую и сладкую пищу, полуфабрикаты, копчености.

Педагогический аспект профилактики заключается:

  • в контролеза соблюдением ребенком данных ему рекомендаций по рассадке, очковой коррекции, двигательной активности;
  • осуществлятьконтроль за осанкой ученика, сидящего за партой (недопущение развития синдрома склоненной головы и искривления шеи) и за правильной рассадкой детей в классе.

Рассадка осуществляется исходя из остроты зрения и наличия очковой коррекции. При снижении зрения и отсутствия очковой коррекции ученик должен сидеть не далее третьей парты. При достаточной остроте зрения в очках или линзах ребенок может сидеть дальше третьей парты.

Помните! Зрение – бесценный дар природы. Беречь и сохранять его надо с самого раннего детства!

Автор: Асецкая И.Н. – врач-офтальмолог 15-й ГДП

Редактор: Арский Ю.М.

Компьютерная верстка и оформление: Згирская И.А.

Ответственный за выпуск: Тарашкевич И.И.

Комитет по здравоохранению Мингорисполкома

УЗ «15-я городская детская поликлиника»

Статистика неутешительна, почти 50 процентов современных детей к третьему классу вместе со знаниями получают и различные проблемы со зрением. А 30 процентов – и вовсе оканчивают школу уже в очках. Какие меры следует принять родителям, чтобы защитить зрение их малыша от чрезмерных нагрузок? Разберёмся в этом вопросе более подробно.

Содержание:

В этой статье мы поговорим о профилактике и причинах проблем со зрением у школьников.

Признаки и заболевания

Так получается, что возраст первоклассника совпадает с таким периодом в организме, когда зрение особенно чувствительно и неустойчиво к каким-либо переменам. Более того, примерно 5% детей идут грызть гранит науки уже в очках. К тому же нагрузка на глаза в процессе обучения значительно увеличивается. У младших школьников она составляет около 30-42 часов в неделю, у старших и средних – 48-60 часов в неделю. Ситуацию усугубляет пассивный образ жизни ребёнка – он редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, часто болеет и много времени проводит за компьютером.

Среди наиболее распространённых нарушений можно выделить:

  • Миопия (близорукость). Патология, при которой не удаётся сфокусироваться на предметах, находящихся на расстоянии. Например, на классной доске. Близорукость у школьников может развиваться из-за длительной и напряжённой нагрузки на глаза – чтении при недостаточном освещении, активном просмотре телевизора или большой любви к компьютерным играм. В результате малыш всё чаще начинает прищуриваться, чтобы чётче разглядеть изображение.
  • Гиперметропия (дальнозоркость). Такое нарушение, напротив, характерно тем, что ребёнку становится сложно рассмотреть близко расположенные объекты. А это, в свою очередь, может мешать читать, писать и выполнять задания, требующие «мелкой» работы.
  • Астигматизм. Искривление роговицы или деформирование хрусталика, при которых предметы становятся размытыми или деформированными.
  • Спазм аккомодации. Потеря чёткости при попытке сфокусировать взгляд на движущемся объекте.

Вы также можете столкнуться с амблиопией (затуманенное зрение), дальтонизмом (неспособность различать цвета), косоглазием, птозом (опущение верхнего века), конъюнктивитом (воспаление), куриной слепотой (слабое ночное зрение).

Давайте теперь подробнее разберёмся с симптомами:

  1. Один глаз блуждает и смотрит в другую сторону, в отличие от второго – это довольно сложно заметить, поэтому будьте очень внимательны, и даже если это происходит только в моменты стресса и усталости, всё равно нужно насторожиться и принять меры.
  2. Малыш крутит головой, чтобы получше рассмотреть какой-либо предмет – она склоняется немного в сторону или, например, одно плечо получается выше другого.
  3. Ваш ребёнок постоянно моргает, щуриться, прикрывает один глаз ладошкой, слишком близко читает книгу, ведёт пальцем по строчке, трёт глаза в процессе чтения.
  4. Проблемы со зрительно-моторной координацией – ребёнок неуверенно идёт по узкому коридору, может ударяться о некоторые предметы, ронять вещи на пол.
  5. Стоит принять меры, если школьник жалуется на тошноту и головокружение при зрительной нагрузке, двоение в глазах, слишком яркий свет, повышенное слезотечение. Дополнить все симптомы может припухлость век, краснота, гной, корочки, выпуклые глаза, беловато-серое вещество на зрачке.


Детские окулисты Красноярска

Найдите врача, который позаботится о здоровье глаз вашего ребёнка!

Перейти в каталог

Профилактика

Для предотвращения таких серьёзных нарушений необходимо научить ребёнка соблюдать режим дня и все элементарные гигиенические процедуры.

Нужно обратить внимание на освещение в комнате – оно должно равномерно рассеиваться по комнате без резких теней. Когда не хватает света «стационарной» лампы, например, в пасмурные дни, следует прибегнуть к помощи дополнительного освещения в течение всего учебного времени.

После двухчасового занятия глазкам необходимо отдохнуть около 10-20 минут, а после всех уроков – 1-1,5 часа. В таком отдыхе обязательно должна присутствовать гимнастика для глаз – её необходимо делать 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Учитель или вы сами давайте указания посмотреть влево и вправо, вверх и вниз, попросите малыша поделать круговые движения глазами, затем зажмуриться и помигать 10 раз. Повторить упражнение 2 раза.

Желательно, чтобы расстояние между глазами и книгой/тетрадкой было около 30-35 см. Что касается телевизора, то его нужно смотреть в хорошо освещённой комнате и расположиться не ближе 2-3 метров от голубого экрана. Не забывайте время от времени напоминать ребёнку, что пора отдохнуть. Нельзя подвергать глаза просмотру телепередач в темноте и в период болезни – это крайне тяжёлая нагрузка для развивающейся зрительной системы. Конечно, параллельно следим и за питанием. Старайтесь, чтобы рацион школьника был максимально полноценным – туда должны входить полезные продукты и синтетические витамины для детей. Здоровое питание можно отлично дополнить спортом и летние каникулы провести, например, за городом, на природе.

«Зрение у дочки начало падать, когда она пошла в школу. Нагрузка на глаза возросла из-за увлечения чтением. Мы с мужем старались следить, чтобы она не горбилась, когда пишет, поэтому приобрели корсет и стул с завышенной спинкой – ребёнок быстро привык к определённому правильному положению спины и на уроках также старался держать ровную осанку. Также, готовясь к школе, переставили письменный стол в её комнате поближе к окну и оборудовали лампой. Самое главное – это профилактика зрения, походы к врачу-офтальмологу, приём витамина А. Также необходимо баловать своего малыша черникой и настаивать на том, чтобы он периодически кушал свежую морковку, петрушку или укроп.

Когда Настя пожаловалась на ухудшение зрения и стала щуриться, чтобы разглядеть какие-либо объекты вдали, то мы подобрали для неё очки на -0,25. Кстати, хочу заметить, что близорукость у дочери всё равно прогрессировала, но когда в 18 лет она стала носить линзы, зрение остановилось на отметке -2,25. Мы так и не разобрались, в чём именно была причина такого стремительного ухудшения».

Счастливая мама Наталья Цыганкова

Не игнорируйте визиты к офтальмологу. В зависимости от конкретного случая врач предлагает разные способы лечения. Например, в истории с амблиопией (затуманенное зрение) чаще всего используются глазные повязки, капли или специальные очки – они нужны для того, чтобы «затемнить» здоровый глаз и дать другому раскрыть весь потенциал. Линзы в этом случае способствуют правильной фокусировке и расположению. Такое лечение будет длиться до первых положительных результатов – как правило, это занимает не менее одного года постоянного ношения повязки, а в некоторых случаях – ещё дольше. Запаситесь огромным терпением и постоянно напоминайте малышу о важности такого «мероприятия».

Как говорится, «секрет успеха» заключается в вашем внимании, терпении, заботе и любви. Не пренебрегайте здоровьем ребёнка, не занимайтесь самолечением – достаточно просто раз в год показываться специалисту, чтобы избежать тяжёлых необратимых последствий.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Для любых предложений по сайту: [email protected]